Архипелаг БалтЛаг, никакой оппозиции и призывы на улицах Вильнюса

© Sputnik / Владислав АдамовскийЛитовский оппозиционный политик Альгирдас Палецкис
Литовский оппозиционный политик Альгирдас Палецкис - Sputnik Латвия, 1920, 06.03.2023
Подписаться
Перед презентацией книги "Наручники на мысль" на русском языке, написанной в тюрьме, Альгирдас Палецкис сказал своим товарищам: "Я никогда не сдамся! Лучше умру, но не предам свои идеалы"
РИГА, 6 мар — Sputnik, Алексей Стефанов. В Минске в мультимедийном пресс-центре Sputnik Беларусь прошла презентация книги литовского политзаключенного Альгирдаса Палецкиса "Наручники на мысль", отправленного в тюрьму по сфабрикованному делу. Политик и журналист написал ее в одиночной камере следственной тюрьмы, в которой провел 528 дней.
В студию поговорить о книге Палецкиса и ситуации в Прибалтике пришли белорусский публицист Алексей Дзермант и белорусский философ Петр Петровский, а через видеосвязь подключились председатель закрытого Литвой Международного форума добрососедства Эрика Швенченене, литовский политолог-социалист Михаил Бугаков, набивший оскомину властям Литвы блогер Лауринас Рагельскис и автор этих строк.

Балтийские страны чувствуют оккупацию

"Ситуация в балтийских странах и Литве – очень плохая. И в том, что закрывается Форум добрососедства – единственная организация, которая сказала, что мы за мир и добрососедство, за переговоры, за дипломатические отношения. Мы стали поперек горла государству. Это очень странно, когда в демократической стране не нужен мир", - сказала руководитель Международного форума добрососедства Эрика Швенченене.
Несмотря на гонения на ее организацию, она до последнего отстаивала свою позицию – только народная дипломатия в сегодняшних условиях (и еще до СВО) способна мирить народы и страны. Она не боялась ездить в Беларусь и Москву, где встречалась как с первыми лицами государства, так и с общественниками. Именно она с соратниками убедила Александра Лукашенко сделать безвиз для литовцев и латвийцев. И при личной встрече попросила его продлить до конца прошлого года. И безвиз действует до сих пор.
Не сломил ее и повторный арест идейного лидера – Альгирдаса Палецкиса, когда суд второй инстанции оставил в силе 6-летний тюремный срок. И многочасовое задержание с унизительным обыском уже у нее самой, и у членов Международного форума добрососедства.
"Мы все понимаем, что балтийские страны чувствуют оккупацию, которой еще никогда не было. Потому что ломается не только экономика, но у нас отнимают и нашу культуру. Западу не нужна литовская культура. И мы уже сыты по горло либерализмом и демократией. Нам страшно, потому что у нас уже отнимают возможность создавать нормальные семьи", - отметила Эрика.
От имени своих соратников она сказала большое спасибо за безвизовый режим и возможность литовцам ездить в "прекрасную Беларусь". И за то, что соседи "золотыми буквами на референдуме написали, что семья - это союз между мужчиной и женщиной".
"Сейчас мы смотрим на Беларусь, как на опору, на единственного сильного соседа, на которого мы можем надеяться", - отметила Эрика Швенченене, обращаясь к студии в Минске. Сама она уже не может выезжать из страны, поскольку вместе с другими членами Форума добрососедства проходит по еще одному сфабрикованному политическому делу.

Книгу Палецкиса стоит почитать каждому

Михаил Бугаков назвал Палецкиса крупным оппозиционным самодостаточным политиком, а его движение "Заря справедливости" не нарисованной, а настоящей глубинной оппозицией. Человеком. Который умеет собирать вокруг себя самых разных людей, организовывать их. И он нестандартная личность.
Бежавший из Латвии в Беларусь журналист Роман Шкленник - Sputnik Латвия, 1920, 22.02.2023
Сбежавший в Беларусь журналист: "Моя миссия – достучаться до латышей"
"Напомню, что он родился в Берне, в Швейцарии, учился в Вильнюсе и Париже. В детские годы вместе с семьей жил в Берлине и Москве, работал в Брюсселе. Вообще в самом его становлении как личности есть глубоко интернациональный характер. В то же время он несомненный патриот своей Литвы. Чувствует и понимает душу и традиции своего народа. Полиглот, владеет пятью иностранными языками, в тюрьме выучил еще один – итальянский. Настоящий интеллигент в классическом понимании этого слова. Он переживает и думает прежде всего не о себе, а о простых людях, о народе, как бы пафосно это не звучало", - дал характеристику Альгирдасу Палецкису философ.
Книгу Альгирдаса Бугаков назвал продолжением тюремного литературного жанра, которую создавали многие политические деятели, оказавшиеся в подобных обстоятельствах. Как всемирно известных, так и литовских. В застенках писали свои мысли литовский историк Валерий Иванов, деятель компартии Литвы Юозас Куолялис. Бугаков не исключает, что с учетом нападок на оппозиционеров и общественных деятелей, таких книг может вскоре стать очень много.
"Альгирдас предупреждает, что его книга имеет и практическую пользу, поскольку сегодня в тюремную камеру может угодить любой – это цитата из этой книги. Это значит, что любому полезно прочитать эту книгу. Со времени первого тюремного срока Альгирдаса Палецкиса в странах Балтии возникла целая колония политзаключенных. Как-то само собой оформилось метафизически многозначимое понятие этого явления уже - архипелаг БалтЛаг", - отметил Михаил Бугаков.
И добавил, что, как это ни печально констатировать, книга Палецкиса превращается в учебно-методическое пособие.

На улицах Вильнюса призывают убивать русских

Блогер Лауринас Рагельскис стал знаменит благодаря своему каналу на YouToube "Литовец рубит правду". Его регулярные стримы с улиц Вильнюса не раз заканчивались избиениями со стороны националистов и задержаниями со стороны полиции. Он также находится под следствием.
"Сейчас все политические партии (в Литве) представляют узкую прослойку тех, кто дорвался при крушении Советского Союза до денег, до большого капитала и тех, кто подписался исполнять приказы нашего заокеанского хозяина, так как Литва по факту – это колония. И чтобы литовцы не могли бороться мирными средствами против колониального статуса, Альгирдаса держат в тюрьме. Это было уже предопределено результатами предыдущих выборов в парламент. Они только ждали случая, как это все оформить", - рассказал Лауринас.
Он отметил, что книгу Палецкиса не купишь в Литве не то что на русском, даже на литовском. Из книжных магазинов убирают такие книги литовцев, а также в массовом порядке - русских авторов, даже если в них нет ни грамма политики. Избавляются целиком от русской культуры.
"Видны параллельные действия, согласованные во всех трех прибалтийских странах: наше общество заокеанские хозяева планомерно подготавливают к войне, и мы будем брошены в эту войну. На нас уже поставили крест, они видят, что потеряют контроль над этими территориями. Не важно – Литва, Латвия, Эстония будут якобы независимые государства или в каком-то союзе с Россией и Белоруссией, но контроль они в конечном итоге потеряют. Поэтому они нас планомерно отправляют на войну", - уверен Лауринас.
Он считает, что заокеанские хозяева подогревают ненависть в обществе, раскалывают его точно так же, как это было во время Майдана на Украине. Работа идет по одним и тем же методичкам, "когда русских называли колорадами и ватниками".
Переселенка из Латвии в Великий Новгород Виктория Романова  - Sputnik Латвия, 1920, 17.02.2023
Уехать в Россию, чтобы спасти детей
"То же самое происходит и в Литве – уже можно свободно на улицах Вильнюса публично призывать убивать русских. Никто не выдвинет обвинение за разжигание ненависти. Призывать убивать евреев – нельзя, украинцев – нельзя, латышей, поляков – нельзя, а русских – можно. Это я говорю 100-процентно, так как сам эти призыву слышу, вижу, и многочисленные угрозы получает Эрика Швенченене, я, другие активисты, которые не скрывают своей откровенной позиции и публично противостоят русофобской истерии. На эти угрозы полиция не обращает внимания. Это только вопрос времени, когда этим словесным действиям будет дан карт-бланш на практике", - полагает Лауринас Рагельскис.
Лента новостей
0