Проблема контроля за соблюдением санкций могла стать причиной увольнения главы LDz

© Sputnik / Евгений Одиноков / Перейти в фотобанкТоварные составы на железнодорожной станции "Яничкино"
Товарные составы на железнодорожной станции Яничкино - Sputnik Латвия, 1920, 20.02.2023
Подписаться
Аудит показал, что у Латвийской железной дороги слабая система выявления способов обхода антироссийских санкций
РИГА, 20 фев — Sputnik. За последний год Запад и международные компании заметно сузили бизнес-связи с РФ. Латвия тоже, но за это время расцвела торговля с Центральной Азией, особенно с Казахстаном. Теперь в Латвии подозревают, что некоторые товары — например, мобильные телефоны — попадают из Казахстана в РФ. Особенно внимательной к соблюдению санкций должна быть госкомпания Latvijas Dzelzceļš (LDz). Разногласия в том, это как лучше делать, стало одной из причин ухода ее главы, утверждает Латвийское телевидение.
За прошедший год экспорт из Латвии в Россию в денежном выражении несколько уменьшился, импорт — даже вырос. Но надо учесть высокую инфляцию. Например, газа из РФ Латвия закачала меньше, а заплатила за него больше, чем в 2021-м. Поэтому объем торговли сократился, но меньше, чем можно было ожидать, учитывая санкционный режим.
А вот бизнес с Казахстаном в прошлом году сделал настоящий рывок: экспорт туда из Латвии вырос более чем вдвое, импорт — в девять раз.
Председатель правления ГАО Latvijas dzelzceļš (LDz) Марис Клейнбергс - Sputnik Латвия, 1920, 09.02.2023
Латвийская железная дорога уволила Клейнбергса
В прошлом году в Латвию было ввезено больше, например, угля и древесины, которые нельзя поставлять из России. В обратном направлении, в Казахстан, вырос поток электрооборудования, механизмов, транспортных средств. Сколько в этом потоке на самом деле грузов, которые попадают в Россию, неизвестно.
"Да, ясно видно, что экономики стран Центральной Азии чудесным образом процветают. Нет сомнений, что свою роль играет и перемещение цепочек поставок", — говорит директор Центра изучения финансовых преступлений и безопасности британского Королевского института оборонных исследований (RUSI) Том Китинг.
В латвийской таможне рассказывают, что появляются нелогичные маршруты, а в некоторых случаях были двойные комплекты документов, что подтверждало, что на деле товар везут в Россию.
В этом году таможня уже 45 раз останавливала грузы из-за неправильного или неточного указания происхождения товара. В большинстве случаев они прибыли из Казахстана или Киргизии — это были попытки ввезти в ЕС древесину.
"Мы видим, что с Центральной Азией сотрудничество значительно улучшилось. Ряд транзитных грузов в наши порты идет, используя услуги железной дороги, именно оттуда, в том числе из Казахстана", — говорит министр сообщения Янис Витенбергс.
Latvijas Dzelzceļš в прошлом году целенаправленно работала над диверсификацией грузов, развивая сотрудничество со странами Центральной Азии. При этом министр признает, что ответственные службы должны следить, чтобы не допустить нарушения санкций.
"У нас есть сеть, которая должна следить за потоком товаров, которые попадают в Латвию, чтобы не нарушались санкции. Но если эти предприятия не под санкциями, думаю, что все в порядке", — рассуждает он.
Открытая пачка сигарет, архивное фото - Sputnik Латвия, 1920, 03.09.2022
Такие привлекательные товары из России и Беларуси: в Латвии нарушают санкции
Однако, на существующие риски указывают недавние события в LDz. Пару недель назад был отстранен председатель правления компании Марис Клейнбергс. В распоряжении Латвийского телевидения есть неофициальная информация, что внутренний и внешний аудит на предприятии указал на риск, что, если система контроля не будет улучшена, есть вероятность пропустить запрещенный груз. Вскоре после этого заявление об увольнении написал аудитор железной дороги, что информированные источники de facto трактуют как результат давления руководства компании. Сомнения насчет независимости аудитора стали одной из причин, почему Клейнбергса решили снять с должности из-за утраты доверия.
"Управление связанными с санкциями рисками — в тройке главных вопросов совета", — утверждает председатель совета LDz Янис Ланге.
Он поясняет: упомянутые ревизии не установили нарушения санкций, однако возникли расхождения во мнениях, как приспособить систему к новым условиям.
"В самой системе констатировали определенные несоответствия и вещи, которые надо улучшить. На основе этого разработан план действий. Одна из целей этого плана — изменить корпоративную культуру внутренней системы контроля. И это был один из моментов, по которым разошлись взгляды совета и председателя правления", — сказал Ланге.
Таможенное управление в прошлом году зафиксировало 3 183 нарушения санкций; начаты 114 уголовных процессов. А Служба финансовой разведки правоохранительным органам отправила информацию о 45 случаях обхода санкций.
Лента новостей
0