https://lv.sputniknews.ru/20230211/kto-zaplatit-za-remont-mashiny-sud-menyaet-pravila-avtotorgovli-v-latvii-24169296.html
Кто заплатит за ремонт машины: суд меняет правила автоторговли в Латвии
Кто заплатит за ремонт машины: суд меняет правила автоторговли в Латвии
Sputnik Латвия
Покупатель подержанного автомобиля имеет все основания рассчитывать, что купленная машина будет без дефектов. А если они обнаружатся, расходы на ремонт можно... 11.02.2023, Sputnik Латвия
2023-02-11T10:21+0200
2023-02-11T10:21+0200
2023-02-11T10:21+0200
новости латвии
латвия
автомобиль
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/962/64/9626404_0:158:3077:1889_1920x0_80_0_0_6bb445d40a1c409358ed8a2c129d17a5.jpg
РИГА, 11 фев — Sputnik. Автоторговцы уже выразили опасения в связи с этим решением в пользу покупателя: это может серьезно подорвать отрасль, пишет газета "Сегодня".Речь идет об иске покупателя авто к SIA Automotiv: новому владельцу машины пришлось почти сразу после покупки выложить 1075,13 евро за ремонт, и он через суд потребовал возмещения убытков. Истец: были дефекты, опасные для жизни Речь в этом судебном споре идет о покупке подержанного 12–летнего автомобиля с показаниями одометра более 300 000 км. Иск был внесен в суд 8 июля 2020 года против SIA Automotiv, лицензированного дилера, который занимается продажей авто. Что произошло: в считанные дни после покупки в автосервисе SIA 4 RACE при осмотре автомобиля было обнаружено восемь дефектов, по которым был составлен акт. И, в частности, среди них оказались: повреждение рулевого механизма (проявившееся в виде свободного хода в рулевом механизме и утечке масла); повреждение двигателя; повреждение верхних и нижних рычагов подвески. Как констатировали в автосервисе, эти дефекты угрожают безопасной эксплуатации транспортного средства, в том числе безопасности водителя и других участников дорожного движения — если срочно не сделать ремонт, то появятся и другие, уже новые дефекты. Согласно письменному объяснению авторемонтников, обнаруженные дефекты (с учетом их вида, технического и визуального состояния деталей, масляных отложений и пр.) возникли до того, как транспортное средство было куплено у автоторговца. Согласно смете SIA 4 RACE стоимость устранения дефектов — 1075,13 евро. Суд: закон защищает потребителя Земгальский районный суд, который рассматривал дело в первой инстанции, решил спор в пользу покупателя. В данном случае ответственность продавца за недостатки проданной вещи определяется в соответствии с нормами Закона о защите прав потребителей (далее закон). И в частности: продавец обязан обеспечить соответствие товара условиям договора и несет ответственность за любое несоблюдение условий договора, существующих на день покупки товара товары. Стандарт качества продукции и требования соответствия, установленные этим законом, распространяются и на бывшие в употреблении товары (вещи). Поскольку дальнейшая эксплуатация транспортного средства не была безопасной, истец устранил недостатки за свой счет. Это было согласовано с ответчиком, о чем свидетельствует переписка сторон. В связи с чем, согласно закону, цена товара может быть уменьшена, а часть платы в размере 1075,13 евро подлежит возврату истцу. Однако ответчик — SIA Automotiv — обжаловал это решение. Продавец: что вы хотите от 12–летнего авто? По мнению продавца, автомобиль имел характеристики, которые было бы разумно ожидать от подержанного 12–летнего автомобиля без гарантии и с показаниями одометра более 300 000 км. Из распечатки объявления, размещенного на портале объявлений, видно, что в предложении о покупке транспортного средства было указано, что на веб–сайте содержится информация о пробеге транспортного средства, полная история обслуживания, измерение толщины краски, результат диагностики, распечатка предпродажного обслуживания и полная история обслуживания. Авто перед продажей в августе 2019 года проходило государственный техосмотр. И еще: покупатель проверил техническое состояние авто перед его приобретением. В общем, нет оснований считать, что недостатки, указанные в акте автосервиса и иске покупателя, существовали на момент покупки автомобиля. Следовательно, возвращать деньги покупателю — тоже нет оснований. И Земгальский окружной суд 20 мая 2021 года решил вопрос в пользу продавца. Указав при этом, что по делу не установлено, что продавец злонамеренно утаил обнаруженные недостатки. Однако и это решение тоже было обжаловано. И при рассмотрении этого дела в Верховном суде (Сенате), спор был решен в пользу покупателя. Сенат: не зря же дается шесть месяцев Как указано в решении Сената от 25 января 2023 года, закон гласит: "При обнаружении недостатков в течение шести месяцев после заключения сделки ответственность продавца наступает АВТОМАТИЧЕСКИ (выделено нами. — "СЕГОДНЯ") без доказывания дополнительных обстоятельств или условий. Это так называемая модель прямой ответственности независимо от вины". Сенаторы при этом напомнили: целью законодателя при этом была защита интересов потребителя и введения конкретно определяемой ответственности продавца за несоответствие проданного товара. Что в итоге: Сенат отменил приговор в пользу продавца и отправил дело на пересмотр. Вместо морали В прошлом году Центр по защите прав потребителей (ЦЗПП) получил более 30 жалоб от покупателей подержанных автомобилей. Скорее всего недовольных намного больше, но ЦЗПП считает только случаи, когда машина куплена у коммерсанта, а не у физического лица. Торговцы б/у авто встревожены Продавцы подержанных автомобилей уже выразили опасение, что этот прецедент повлияет на будущее их отрасли. Ведь сделки с подержанными автомобилями связаны с определенным рискам. Однако из упомянутого судебного решения следует, что в дальнейшем вся ответственность за эти риски ляжет в основном на плечи торговца. "Это довольно плохое решение для всей отрасли. Оно значит, что любой предприниматель оказывается в очень невыгодной ситуации: любой, кто захочет действовать недобросовестно, сможет использовать это решение. Очень плохой сигнал", — прокомментировал руководитель отраслевой ассоциации Угис Витолс в разговоре с LTV. Продавцы опасаются, что благодаря этому прецеденту покупатели подержанных автомобилей смогут отправиться к официальному дилеру, тот констатирует какие–то дефекты, а счет за их устранение придется покрывать торговцам. Или расходы с них взыщут в судебном порядке. В отрасли также опасаются, что у части коммерсантов появится стимул уйти в серую зону. P. S. Для тех, кого заинтересуют подробности описанного выше судебного спора, укажем номер дела: Lieta Nr. C73454620, SKC–46/2023.
https://lv.sputniknews.ru/20200624/Remont-odnoy-yamy-kuda-provalilas-mashina-oboydetsya-pochtiv--19-tysyach-evro-13949854.html
https://lv.sputniknews.ru/20220210/udar-po-potrebitelyam-tranzit-gruzov-vstal-iz-za-kollapsa-na-granitsakh-es-20385700.html
https://lv.sputniknews.ru/20181011/Latviya-vozmutilas-chto-bogataya-Evropa-skidyvaet-ey-poderzhannye-mashiny-9637503.html
латвия
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/962/64/9626404_174:0:2903:2047_1920x0_80_0_0_727ac258353f820d7897666d10043352.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости латвии, латвия, автомобиль
новости латвии, латвия, автомобиль
Кто заплатит за ремонт машины: суд меняет правила автоторговли в Латвии
Покупатель подержанного автомобиля имеет все основания рассчитывать, что купленная машина будет без дефектов. А если они обнаружатся, расходы на ремонт можно взыскать с продавца, констатировал недавно Верховный суд
РИГА, 11 фев — Sputnik. Автоторговцы уже выразили опасения в связи с этим решением в пользу покупателя: это может серьезно подорвать отрасль, пишет газета "Сегодня".
Речь идет об иске покупателя авто к SIA Automotiv: новому владельцу машины пришлось почти сразу после покупки выложить 1075,13 евро за ремонт, и он через суд потребовал возмещения убытков.
Истец: были дефекты, опасные для жизни
Речь в этом судебном споре идет о покупке подержанного 12–летнего автомобиля с показаниями одометра более 300 000 км. Иск был внесен в суд 8 июля 2020 года против SIA Automotiv, лицензированного дилера, который занимается продажей авто.
Что произошло: в считанные дни после покупки в автосервисе SIA 4 RACE при осмотре автомобиля было обнаружено восемь дефектов, по которым был составлен акт. И, в частности, среди них оказались: повреждение рулевого механизма (проявившееся в виде свободного хода в рулевом механизме и утечке масла); повреждение двигателя; повреждение верхних и нижних рычагов подвески.
Как констатировали в автосервисе, эти дефекты угрожают безопасной эксплуатации транспортного средства, в том числе безопасности водителя и других участников дорожного движения — если срочно не сделать ремонт, то появятся и другие, уже новые дефекты.
Согласно письменному объяснению авторемонтников, обнаруженные дефекты (с учетом их вида, технического и визуального состояния деталей, масляных отложений и пр.) возникли до того, как транспортное средство было куплено у автоторговца.
Согласно смете SIA 4 RACE стоимость устранения дефектов — 1075,13 евро.
Суд: закон защищает потребителя
Земгальский районный суд, который рассматривал дело в первой инстанции, решил спор в пользу покупателя.
В данном случае ответственность продавца за недостатки проданной вещи определяется в соответствии с нормами Закона о защите прав потребителей (далее закон).
И в частности: продавец обязан обеспечить соответствие товара условиям договора и несет ответственность за любое несоблюдение условий договора, существующих на день покупки товара товары.
Стандарт качества продукции и требования соответствия, установленные этим законом, распространяются и на бывшие в употреблении товары (вещи).
Поскольку дальнейшая эксплуатация транспортного средства не была безопасной, истец устранил недостатки за свой счет. Это было согласовано с ответчиком, о чем свидетельствует переписка сторон.
В связи с чем, согласно закону, цена товара может быть уменьшена, а часть платы в размере 1075,13 евро подлежит возврату истцу.
Однако ответчик — SIA Automotiv — обжаловал это решение.
Продавец: что вы хотите от 12–летнего авто?
По мнению продавца, автомобиль имел характеристики, которые было бы разумно ожидать от подержанного 12–летнего автомобиля без гарантии и с показаниями одометра более 300 000 км. Из распечатки объявления, размещенного на портале объявлений, видно, что в предложении о покупке транспортного средства было указано, что на веб–сайте содержится информация о пробеге транспортного средства, полная история обслуживания, измерение толщины краски, результат диагностики, распечатка предпродажного обслуживания и полная история обслуживания.
Авто перед продажей в августе 2019 года проходило государственный техосмотр. И еще: покупатель проверил техническое состояние авто перед его приобретением.
В общем, нет оснований считать, что недостатки, указанные в акте автосервиса и иске покупателя, существовали на момент покупки автомобиля. Следовательно, возвращать деньги покупателю — тоже нет оснований.
И Земгальский окружной суд 20 мая 2021 года решил вопрос в пользу продавца. Указав при этом, что по делу не установлено, что продавец злонамеренно утаил обнаруженные недостатки.
Однако и это решение тоже было обжаловано. И при рассмотрении этого дела в Верховном суде (Сенате), спор был решен в пользу покупателя.
Сенат: не зря же дается шесть месяцев
Как указано в решении Сената от 25 января 2023 года, закон гласит: "При обнаружении недостатков в течение шести месяцев после заключения сделки ответственность продавца наступает АВТОМАТИЧЕСКИ (выделено нами. — "СЕГОДНЯ") без доказывания дополнительных обстоятельств или условий. Это так называемая модель прямой ответственности независимо от вины".
Сенаторы при этом напомнили: целью законодателя при этом была защита интересов потребителя и введения конкретно определяемой ответственности продавца за несоответствие проданного товара.
Что в итоге: Сенат отменил приговор в пользу продавца и отправил дело на пересмотр.
В прошлом году Центр по защите прав потребителей (ЦЗПП) получил более 30 жалоб от покупателей подержанных автомобилей. Скорее всего недовольных намного больше, но ЦЗПП считает только случаи, когда машина куплена у коммерсанта, а не у физического лица.
Торговцы б/у авто встревожены
Продавцы подержанных автомобилей уже выразили опасение, что этот прецедент повлияет на будущее их отрасли.
Ведь сделки с подержанными автомобилями связаны с определенным рискам. Однако из упомянутого судебного решения следует, что в дальнейшем вся ответственность за эти риски ляжет в основном на плечи торговца.
"Это довольно плохое решение для всей отрасли. Оно значит, что любой предприниматель оказывается в очень невыгодной ситуации: любой, кто захочет действовать недобросовестно, сможет использовать это решение. Очень плохой сигнал", — прокомментировал руководитель отраслевой ассоциации Угис Витолс в разговоре с LTV.
Продавцы опасаются, что благодаря этому прецеденту покупатели подержанных автомобилей смогут отправиться к официальному дилеру, тот констатирует какие–то дефекты, а счет за их устранение придется покрывать торговцам. Или расходы с них взыщут в судебном порядке.
В отрасли также опасаются, что у части коммерсантов появится стимул уйти в серую зону.
P. S. Для тех, кого заинтересуют подробности описанного выше судебного спора, укажем номер дела: Lieta Nr. C73454620, SKC–46/2023.