https://lv.sputniknews.ru/20230114/baltiyskie-mumii-pochemu-sokhranyayut-tela-lyudey-zhivshikh-sotni-let-nazad-23873231.html
Балтийские мумии: почему сохраняют тела людей, живших сотни лет назад
Балтийские мумии: почему сохраняют тела людей, живших сотни лет назад
Sputnik Латвия
Некоторое время назад появилась новость о том, что ученым удалось выделить вирус оспы из мумии литовского ребенка, погибшего от страшной болезни еще в XVII... 14.01.2023, Sputnik Латвия
2023-01-14T14:32+0200
2023-01-14T14:32+0200
2023-09-13T12:14+0300
новости балтии
труп
блокбастер "мумия"
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e5/08/1e/18218207_0:81:1281:801_1920x0_80_0_0_dda9e6f6afd1aabd01912220047a3e61.jpg
РИГА, 14 янв — Sputnik. Как выясняется, под Вильнюсом находятся подземелья, целый жуткий некрополь, где лежат сотни тел мертвецов, оставивших бренный мир много столетий назад. И это не единственное место в странах Балтии, где можно найти всамделишные мумии — есть они и в Латвии, и в Эстонии, пишет газета "Сегодня".Склад костей Многим приходилось слышать о знаменитых катакомбах Парижа, в которых покоятся остатки шести миллионов человек. Вильнюс (ранее — Вильно) куда меньше французской столицы, и его подземный некрополь не столь больших размеров. И тем не менее он существует. Все жители города знают о знаменитом католическом костеле Святого Духа, находящемся между улиц Доминикону и Игното. Его подземелья уже много лет служат источником жутких слухов. Это один из самых больших и красивых храмов Вильнюса, он поражает роскошью внутренней отделки и заслуженно принадлежит к числу главных достопримечательностей здешнего Старого Города. В 1966–м храм так поразил своим видом великого поэта Иосифа Бродского, что спустя годы он посвятил костелу Святого Духа прочувствованные строки (см. ниже). Церковь здесь впервые поставил еще в 1408 году знаменитый литовский князь Витовт. За последующие столетия здание неоднократно разрушалось и вновь восставало из пепла, расширялось и перестраивалось. Часто это было связано с различными невзгодами: нашествиями, войнами и пожарами. С начала XVI века храм передали Доминиканскому ордену — именно тогда церковные подземелья стали служить для упокоения мертвых. Это девять обширных подвалов — вместе они образуют целый лабиринт. Страшнее этого лабиринта нет места во всем Вильнюсе. У каждого из подвалов два уровня, но, возможно, и больше: полного представления о здешней подземной топографии никто не имеет. Тут упокоились представители самых разных сословий: монахи, солдаты, знатные люди Вильно и окрестностей, прихожане, внесшие наибольшую лепту в строительство, украшение и содержание храма, их отпрыски. Мужчины, женщины, дети… Имена некоторых из них известны. Так, если верить документам и исследованиям ученых, здесь, в частности, завершили свой земной путь умерший в 1627 году староста Лидского района Христофор Стефан Сапега, его супруга Анна и тесть Александр, воевода города Троки Александр Пац (скончался в 1771–м), его родственник Людвик Пац с женой Викторией, княгиня Теодора Сапежина (1774)… Но основное число захороненных составляют жертвы эпидемий. В те далекие годы чума, холера и оспа были частыми гостями людских поселений. Эффективных методов их профилактики и лечения человечество еще не знало — и жуткий скелет с косой, как изображали смерть на старинных гравюрах, неизменно собирал богатую жатву. В 1812–м подземелья костела Святого Духа пополнились новыми постояльцами — во время нашествия Наполеона на Россию здесь располагался госпиталь французской армии. В период отступления французов, которое проходило и через Вильно, тут скончались от ран и болезней десятки тысяч человек — часть из них положили в подвалах костела. И сейчас некоторые из здешних мертвецов до сих пор облачены в остатки старинной французской военной формы… Проживающий в Даугавпилсе богослов Дмитрий Коробкин сказал автору этих строк, что в христианской традиции открытое хранение костей в склепах или часовнях — дело довольно обычное. "И особенно это распространено у католиков. Подобный способ упокоения обычно применяется ради экономии мест на кладбищах. Но тут могут играть роль и другие соображения, более возвышенного плана. Известно ведь, что согласно нашей вере однажды придет день, когда покойники воскреснут и вновь поднимутся. А раз так, зачем забрасывать их землей?" — отметил собеседник. Но особенности подвалов вильнюсского костела Святого Духа в том и заключаются, что там многие из умерших сохраняются отнюдь не в виде одних только костных останков. Там тела не разлагаются полностью, а превращаются по виду в подобие зомби из хоррор–фильмов. Это объясняется тем, что здесь всегда сухой воздух и постоянная прохлада. В итоге трупы подвергаются природной консервации и становятся мумиями. По подсчетам ученых, осмелившихся сюда спуститься, тут, самое меньшее, четыре тысячи захоронений. Они обнаружили здесь 153 гроба, мумии 473 взрослых и 85 детей, 205 черепов. В реальности же их, судя по всему, еще больше. Жуткие подвалы В советские времена подвалы костела Святого Духа, не зная об их жутком содержимом, решили подготовить для экскурсий. "Одна из галерей подвала оказалась замурована. Производители работ, предполагая, что за ней находится вход в еще один из монастырских подвалов, а то и подземных ходов, множество которых, по преданиям, было вырыто в разные века под Старым Городом, стали разрушать стену. Им открылась жуткая картина: множество людей, стоящих и лежащих у стен подземелья и на полу, высохших, но с сохранившимися лицами, телами и одеждой. Прикосновения к этим телам оказались для них роковыми, одежда и мягкие ткани мумий рассыпались, оставляя кости. Когда же пыль осела, оставшиеся кости сгребли подальше от входа в дальний конец тоннеля. Приехавшие врачи санэпидстанции запретили дальнейшие посещения. Тоннель замуровали", – сообщает гид по Вильнюсу Валерий Зубаков. По его словам, захоронения производилось не в один ярус. Замурованные ходы и ступени, ведущие вниз и упирающиеся в стену, позволяют предположить, что здесь находится еще много подземелий. Некоторые даже толкуют о якобы скрытых здесь некогда сокровищах знатных горожан. Вход в подвалы располагается возле одного из боковых алтарей. Сверху дверца накрывается деревянным помостом, и если не знаешь его точного месторасположения, входа не найдешь. Нынче простых посетителей пускают вниз с большой неохотой — опасаются болезнетворных вирусов, которые до сих пор сохраняются в телах. К тому же воздух с поверхности губительно действует на останки, и теперь их приходится обкладывать ватой в формалине. Опять же, гости то и дело норовят прихватить с собой какие–нибудь "сувениры" на память. Одна из посетительниц, которой все же довелось тут побывать, рассказывает: "Раньше в подземелья организовывались экскурсии. Но, во–первых, всякие шляющиеся портили микроклимат, из–за чего начался процесс разложения мумий. Так мало того, эти экскурсанты еще и норовили схабарить какую–нибудь косточку или череп на пепельницу. Посему экскурсии быстренько свернули". Тех, кто стал его свидетелем, зрелище сотен мумий потрясает до глубины души. Некоторые "экспонаты" внушают особенный трепет. Так, рассказывают, что посетителей особенно трогает мертвая мать, прижимающая к себе ребенка, словно на иконе. Правда, потом выяснилось, что это имитация: некие шутники специально вложили детское тело в руки мертвой женщины… Сейчас в подземельях костела регулярно работают археологи. А несколько лет назад Вильнюс посетил итальянский ученый Дарио Пиомбино–Маскали, известный по документальному фильму "Мумии Сицилии". Осмотрев останки в подземельях костела, он вместе с литовским антропологом Римантасом Янакаускасом обследовал несколько наиболее сохранившихся мумий при помощи томографа и рентгена. Также ученый забрал в Италию небольшое количество тканей умерших, дабы подвергнуть их более тщательному анализу. Выяснилось, что люди, жившие несколько столетий назад, страдали вполне привычными нам болезнями: артрозом, артритом, ожирением, грыжами, разного рода опухолями и респираторными заболеваниями… Нетленный герцог Вообще же в нашем регионе тема мумий характерны не только для Литвы. Так, в склепе Митавского дворца в латвийской Елгаве долгие годы лежало хорошо сохранившееся тело герцога Эрнста Иоганна Бирона — некогда всемогущего фаворита царицы Анны Иоанновны, регента Российской империи. "Наши деды и бабушки, читатель, еще могли видеть Бирона как живого. Отлично забальзамированная мумия его хранилась в склепе Митавского замка. Проездом через Митаву все русские имели обыкновение взглянуть на Бирона, за что кистеру (смотрителю. — Авт.) замка полагался один целковый. Бирон лежал в кафтане из коричневого бархата с нашитой на груди Андреевской звездой. Всех поражал его орлиный профиль, а череп Бирона, суженный кверху, расширялся внизу, делая нижнюю челюсть несоразмерно большой…" — сообщает писатель Валентин Пикуль. Он же приводит запись современника: "При посещении Александром II Митавы была открыта для него гробница Бирона, и сопутствующая государю княгиня Юрьевская–Долгорукая ударила труп по носу и сломала ему нос в наказание за то, что Бирон сослал ее предка. Сохранилась снятая с Бирона фотография…" Один из очевидцев дополнял: "Тело герцога от времени высохло и было твердое, как кость. Лицо сохранилось удивительно хорошо; поврежден только, и то очень немного, нос: оконечность его, очевидно, оторвана, и оторвана недавно". А в 1914 году с Бирона сняли посмертную маску. Историк Сергей Цветков утверждает, что в последующие годы потрясений мумию знаменитого временщика неоднократно беспокоили. "В 1919 году усыпальница пережила погромы, устроенные солдатами армии Бермондта–Авалова и большевиками. Когда Бермондт жег Митаву, тело Бирона валялось на обледеневшей земле перед пылавшим дворцом. Потом его снова унесли в кладовую. Большевики в свою очередь расколотили все гробы в усыпальнице и всячески глумились над трупами. Бирона раздели, в руки всунули красный флаг…" — пишет Цветков. Впоследствии мумию водворили на прежнее место. Но в следующий раз саркофаг Бирона потревожили в годы Второй мировой войны, сорвав с него бархатную обивку и отделку. Тогда же мумия лишилась части головы, руки и почти всей одежды — в таком виде она сохраняется и сегодня. Ревельский "Кощей" Своя занимательная история на этот счет есть и в Эстонии. В начале 1702 года в Ревеле (Таллине) умер фельдмаршал Карл Евгений де Круа (Кроа). Это ему Петр I доверил в начале Северной войны командование российской армией. Но под Нарвой Круа потерпел поражение от шведского короля Карла XII и был взят в плен. По легенде, де Круа, увидев, как под натиском шведов русские дивизии обращаются в бегство, избивая своих иностранных командиров, в сердцах воскликнул: "Пусть сам черт командует такой сволочью!" Отдав свою шпагу шведскому офицеру, Круа был отправлен в Ревель (Таллин), где спустя два года скончался. А так как фельдмаршал при жизни наделал огромное количество долгов, кредиторы — в соответствии с одним из бытовавших тогда законов Любекского права — запретили хоронить его тело вплоть до окончательной уплаты. Покойного военачальника поместили в подвале ревельской церкви святого Николая (Нигулисте). При этом тело его так и не разложилось, что ревельцы объясняли пристрастием фельдмаршала к алкоголю, пропитавшему его организм. Ученые же объясняли факт мумификации тем, что залитый в основание фундамента раствор содержал каменную соль, а это благотворно повлияло на обмотанное тряпками тело. Свыше ста лет Круа открыто пролежал в городской церкви Нигулисте, пока в 1819–м его не прикрыли стеклянной крышкой. За осмотр тела брали плату, которая шла на покрытие долгов покойного. Среди тех, кто лицезрел покойного Круа, оказался в 1827 году и поэт Антон Дельвиг, друг Пушкина. Он так описывал увиденное: "В узкой келье, освещенной готическим, разноцветным окошком, лежит он, завернувшись в чернобархатную альмавиву, в шелковых чулках, в белых изорванных перчатках, в кружевном галстуке и в длинном парике. Ростом высок, ногти длинные, аристократические, лицом похож на Сергея Львовича (дядю Пушкина. — Авт.), но несколько поважнее, физиогномия спокойная и, кажется, не внимающая пронзительному, плебеянскому воплю его заимодавцев. Вот каков герцог дю–Круа, с которого кистер для каждого стаскивает парик, показывает его природные белокурые волосы и которого бьет в голову и теребит за сухие складки грудной кожи. Злополучный вельможа был должен только восемьдесят тысяч рублей. Сколько у нас умирают и не герцогов, которые столько должны, и их спокойно хоронят, а его выставили на мороз генварский, он промерз и после, долго стоя не похороненный в погребе, наполненном селитренными испарениями, окаменел и сто двадцать лет спокойно переносит обиды кистера и холодное любопытство, смех и жалость разнохарактерных путешественников". Один из путешественников в 1839 году так рассказывал о достопримечательности церкви св. Николая: "Небольшая дверь ведет в капеллу. Там лежит иссохший труп герцога де Кроа, сохранявшийся более ста тридцати лет. Близ дверей стоит дубовый гроб, в котором лежит его тело; лицо почернело, волосы еще видны надо лбом, и на голове — парик. Из–под черной бархатной мантии выглядывают манжеты рубашки, так же хорошо сохранившиеся, как жилистые руки и высохшее тело". Впоследствии, когда мундир де Круа истлел, ему пришлось сшить новый. Лишь в 1870–м генерал–губернатор Эстляндской губернии Михаил Шаховский распорядился прекратить "безобразие" и похоронить тело — что произошло, однако, лишь в 1897 году. Видимо, не все захотели расставаться с хорошим доходом. В журнале "Разведчик" от 11 февраля 1897 года была помещена заметка, где говорилось: "15 января состоялось погребение оставшегося непогребенным в течение около 200 лет в лютеранской церкви герцога де–Кроа. Тело было положено в новый гроб и опущено в устроенный в той же церкви склеп. Надпись на гробе: "Герцог Карл–Евгений де–Кроа (Duc de–Croy), главнокомандующий русскою армиею при Нарве в 1700 году. Скончался 20 января 1702 года в Ревеле"". Так исполнилось пожелание поэта Петра Вяземского, видевшего мумию Круа и посвятившего ему стихотворение "Ночь в Ревеле". Вяземский желал этому "Кощею" избавиться от плена "за грехи и за долги" и поскорее обрести упокоение…
https://lv.sputniknews.ru/20210404/Zolotoy-parad-faraonov-v-Egipte-Zachem-egiptyane-vynesli-mumii-iz-muzeya-15444102.html
https://lv.sputniknews.ru/20210104/Mamont-iz-ozera-i-polsotni-sarkofagov-s-mumiyami-unikalnye-nakhodki-2020-go-14964439.html
https://lv.sputniknews.ru/20170515/egipet-mumii-usypalnica-nahodka-4745743.html
https://lv.sputniknews.ru/20220131/elgavskiy-dvorets-utrachennye-interery-i-vnutrennee-ubranstvo-20228417.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e5/08/1e/18218207_0:0:1133:850_1920x0_80_0_0_5bd48b19f10596d537efd5c87d3b394c.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости балтии, труп, блокбастер "мумия"
новости балтии, труп, блокбастер "мумия"
РИГА, 14 янв — Sputnik. Как выясняется, под Вильнюсом находятся подземелья, целый жуткий некрополь, где лежат сотни тел мертвецов, оставивших бренный мир много столетий назад. И это не единственное место в странах Балтии, где можно найти всамделишные мумии — есть они и в Латвии, и в Эстонии, пишет газета "Сегодня".
Многим приходилось слышать о знаменитых катакомбах Парижа, в которых покоятся остатки шести миллионов человек. Вильнюс (ранее — Вильно) куда меньше французской столицы, и его подземный некрополь не столь больших размеров. И тем не менее он существует. Все жители города знают о знаменитом католическом костеле Святого Духа, находящемся между улиц Доминикону и Игното. Его подземелья уже много лет служат источником жутких слухов.
Это один из самых больших и красивых храмов Вильнюса, он поражает роскошью внутренней отделки и заслуженно принадлежит к числу главных достопримечательностей здешнего Старого Города. В 1966–м храм так поразил своим видом великого поэта Иосифа Бродского, что спустя годы он посвятил костелу Святого Духа прочувствованные строки (см. ниже).
Церковь здесь впервые поставил еще в 1408 году знаменитый литовский князь Витовт. За последующие столетия здание неоднократно разрушалось и вновь восставало из пепла, расширялось и перестраивалось. Часто это было связано с различными невзгодами: нашествиями, войнами и пожарами. С начала XVI века храм передали Доминиканскому ордену — именно тогда церковные подземелья стали служить для упокоения мертвых. Это девять обширных подвалов — вместе они образуют целый лабиринт. Страшнее этого лабиринта нет места во всем Вильнюсе. У каждого из подвалов два уровня, но, возможно, и больше: полного представления о здешней подземной топографии никто не имеет.
Тут упокоились представители самых разных сословий: монахи, солдаты, знатные люди Вильно и окрестностей, прихожане, внесшие наибольшую лепту в строительство, украшение и содержание храма, их отпрыски. Мужчины, женщины, дети… Имена некоторых из них известны. Так, если верить документам и исследованиям ученых, здесь, в частности, завершили свой земной путь умерший в 1627 году староста Лидского района Христофор Стефан Сапега, его супруга Анна и тесть Александр, воевода города Троки Александр Пац (скончался в 1771–м), его родственник Людвик Пац с женой Викторией, княгиня Теодора Сапежина (1774)…
Но основное число захороненных составляют жертвы эпидемий. В те далекие годы чума, холера и оспа были частыми гостями людских поселений. Эффективных методов их профилактики и лечения человечество еще не знало — и жуткий скелет с косой, как изображали смерть на старинных гравюрах, неизменно собирал богатую жатву.
В 1812–м подземелья костела Святого Духа пополнились новыми постояльцами — во время нашествия Наполеона на Россию здесь располагался госпиталь французской армии. В период отступления французов, которое проходило и через Вильно, тут скончались от ран и болезней десятки тысяч человек — часть из них положили в подвалах костела. И сейчас некоторые из здешних мертвецов до сих пор облачены в остатки старинной французской военной формы…
Проживающий в Даугавпилсе богослов Дмитрий Коробкин сказал автору этих строк, что в христианской традиции открытое хранение костей в склепах или часовнях — дело довольно обычное. "И особенно это распространено у католиков. Подобный способ упокоения обычно применяется ради экономии мест на кладбищах. Но тут могут играть роль и другие соображения, более возвышенного плана. Известно ведь, что согласно нашей вере однажды придет день, когда покойники воскреснут и вновь поднимутся. А раз так, зачем забрасывать их землей?" — отметил собеседник.
Но особенности подвалов вильнюсского костела Святого Духа в том и заключаются, что там многие из умерших сохраняются отнюдь не в виде одних только костных останков. Там тела не разлагаются полностью, а превращаются по виду в подобие зомби из хоррор–фильмов. Это объясняется тем, что здесь всегда сухой воздух и постоянная прохлада. В итоге трупы подвергаются природной консервации и становятся мумиями. По подсчетам ученых, осмелившихся сюда спуститься, тут, самое меньшее, четыре тысячи захоронений. Они обнаружили здесь 153 гроба, мумии 473 взрослых и 85 детей, 205 черепов. В реальности же их, судя по всему, еще больше.
В советские времена подвалы костела Святого Духа, не зная об их жутком содержимом, решили подготовить для экскурсий. "Одна из галерей подвала оказалась замурована. Производители работ, предполагая, что за ней находится вход в еще один из монастырских подвалов, а то и подземных ходов, множество которых, по преданиям, было вырыто в разные века под Старым Городом, стали разрушать стену. Им открылась жуткая картина: множество людей, стоящих и лежащих у стен подземелья и на полу, высохших, но с сохранившимися лицами, телами и одеждой. Прикосновения к этим телам оказались для них роковыми, одежда и мягкие ткани мумий рассыпались, оставляя кости. Когда же пыль осела, оставшиеся кости сгребли подальше от входа в дальний конец тоннеля. Приехавшие врачи санэпидстанции запретили дальнейшие посещения. Тоннель замуровали", – сообщает гид по Вильнюсу Валерий Зубаков.
По его словам, захоронения производилось не в один ярус. Замурованные ходы и ступени, ведущие вниз и упирающиеся в стену, позволяют предположить, что здесь находится еще много подземелий. Некоторые даже толкуют о якобы скрытых здесь некогда сокровищах знатных горожан. Вход в подвалы располагается возле одного из боковых алтарей. Сверху дверца накрывается деревянным помостом, и если не знаешь его точного месторасположения, входа не найдешь.
Нынче простых посетителей пускают вниз с большой неохотой — опасаются болезнетворных вирусов, которые до сих пор сохраняются в телах. К тому же воздух с поверхности губительно действует на останки, и теперь их приходится обкладывать ватой в формалине. Опять же, гости то и дело норовят прихватить с собой какие–нибудь "сувениры" на память. Одна из посетительниц, которой все же довелось тут побывать, рассказывает: "Раньше в подземелья организовывались экскурсии. Но, во–первых, всякие шляющиеся портили микроклимат, из–за чего начался процесс разложения мумий. Так мало того, эти экскурсанты еще и норовили схабарить какую–нибудь косточку или череп на пепельницу. Посему экскурсии быстренько свернули".
Тех, кто стал его свидетелем, зрелище сотен мумий потрясает до глубины души. Некоторые "экспонаты" внушают особенный трепет. Так, рассказывают, что посетителей особенно трогает мертвая мать, прижимающая к себе ребенка, словно на иконе. Правда, потом выяснилось, что это имитация: некие шутники специально вложили детское тело в руки мертвой женщины…
Сейчас в подземельях костела регулярно работают археологи. А несколько лет назад Вильнюс посетил итальянский ученый Дарио Пиомбино–Маскали, известный по документальному фильму "Мумии Сицилии". Осмотрев останки в подземельях костела, он вместе с литовским антропологом Римантасом Янакаускасом обследовал несколько наиболее сохранившихся мумий при помощи томографа и рентгена. Также ученый забрал в Италию небольшое количество тканей умерших, дабы подвергнуть их более тщательному анализу. Выяснилось, что люди, жившие несколько столетий назад, страдали вполне привычными нам болезнями: артрозом, артритом, ожирением, грыжами, разного рода опухолями и респираторными заболеваниями…
Вообще же в нашем регионе тема мумий характерны не только для Литвы. Так, в склепе Митавского дворца в латвийской Елгаве долгие годы лежало хорошо сохранившееся тело герцога Эрнста Иоганна Бирона — некогда всемогущего фаворита царицы Анны Иоанновны, регента Российской империи.
"Наши деды и бабушки, читатель, еще могли видеть Бирона как живого. Отлично забальзамированная мумия его хранилась в склепе Митавского замка. Проездом через Митаву все русские имели обыкновение взглянуть на Бирона, за что кистеру (смотрителю. — Авт.) замка полагался один целковый. Бирон лежал в кафтане из коричневого бархата с нашитой на груди Андреевской звездой. Всех поражал его орлиный профиль, а череп Бирона, суженный кверху, расширялся внизу, делая нижнюю челюсть несоразмерно большой…" — сообщает писатель Валентин Пикуль.
Он же приводит запись современника: "При посещении Александром II Митавы была открыта для него гробница Бирона, и сопутствующая государю княгиня Юрьевская–Долгорукая ударила труп по носу и сломала ему нос в наказание за то, что Бирон сослал ее предка. Сохранилась снятая с Бирона фотография…"
Один из очевидцев дополнял: "Тело герцога от времени высохло и было твердое, как кость. Лицо сохранилось удивительно хорошо; поврежден только, и то очень немного, нос: оконечность его, очевидно, оторвана, и оторвана недавно". А в 1914 году с Бирона сняли посмертную маску.
Историк Сергей Цветков утверждает, что в последующие годы потрясений мумию знаменитого временщика неоднократно беспокоили. "В 1919 году усыпальница пережила погромы, устроенные солдатами армии Бермондта–Авалова и большевиками. Когда Бермондт жег Митаву, тело Бирона валялось на обледеневшей земле перед пылавшим дворцом. Потом его снова унесли в кладовую. Большевики в свою очередь расколотили все гробы в усыпальнице и всячески глумились над трупами. Бирона раздели, в руки всунули красный флаг…" — пишет Цветков.
Впоследствии мумию водворили на прежнее место. Но в следующий раз саркофаг Бирона потревожили в годы Второй мировой войны, сорвав с него бархатную обивку и отделку. Тогда же мумия лишилась части головы, руки и почти всей одежды — в таком виде она сохраняется и сегодня.
Своя занимательная история на этот счет есть и в Эстонии. В начале 1702 года в Ревеле (Таллине) умер фельдмаршал Карл Евгений де Круа (Кроа). Это ему Петр I доверил в начале Северной войны командование российской армией. Но под Нарвой Круа потерпел поражение от шведского короля Карла XII и был взят в плен. По легенде, де Круа, увидев, как под натиском шведов русские дивизии обращаются в бегство, избивая своих иностранных командиров, в сердцах воскликнул: "Пусть сам черт командует такой сволочью!"
Отдав свою шпагу шведскому офицеру, Круа был отправлен в Ревель (Таллин), где спустя два года скончался. А так как фельдмаршал при жизни наделал огромное количество долгов, кредиторы — в соответствии с одним из бытовавших тогда законов Любекского права — запретили хоронить его тело вплоть до окончательной уплаты.
Покойного военачальника поместили в подвале ревельской церкви святого Николая (Нигулисте). При этом тело его так и не разложилось, что ревельцы объясняли пристрастием фельдмаршала к алкоголю, пропитавшему его организм. Ученые же объясняли факт мумификации тем, что залитый в основание фундамента раствор содержал каменную соль, а это благотворно повлияло на обмотанное тряпками тело. Свыше ста лет Круа открыто пролежал в городской церкви Нигулисте, пока в 1819–м его не прикрыли стеклянной крышкой. За осмотр тела брали плату, которая шла на покрытие долгов покойного.
Среди тех, кто лицезрел покойного Круа, оказался в 1827 году и поэт Антон Дельвиг, друг Пушкина. Он так описывал увиденное: "В узкой келье, освещенной готическим, разноцветным окошком, лежит он, завернувшись в чернобархатную альмавиву, в шелковых чулках, в белых изорванных перчатках, в кружевном галстуке и в длинном парике. Ростом высок, ногти длинные, аристократические, лицом похож на Сергея Львовича (дядю Пушкина. — Авт.), но несколько поважнее, физиогномия спокойная и, кажется, не внимающая пронзительному, плебеянскому воплю его заимодавцев. Вот каков герцог дю–Круа, с которого кистер для каждого стаскивает парик, показывает его природные белокурые волосы и которого бьет в голову и теребит за сухие складки грудной кожи. Злополучный вельможа был должен только восемьдесят тысяч рублей. Сколько у нас умирают и не герцогов, которые столько должны, и их спокойно хоронят, а его выставили на мороз генварский, он промерз и после, долго стоя не похороненный в погребе, наполненном селитренными испарениями, окаменел и сто двадцать лет спокойно переносит обиды кистера и холодное любопытство, смех и жалость разнохарактерных путешественников".
Один из путешественников в 1839 году так рассказывал о достопримечательности церкви св. Николая: "Небольшая дверь ведет в капеллу. Там лежит иссохший труп герцога де Кроа, сохранявшийся более ста тридцати лет. Близ дверей стоит дубовый гроб, в котором лежит его тело; лицо почернело, волосы еще видны надо лбом, и на голове — парик. Из–под черной бархатной мантии выглядывают манжеты рубашки, так же хорошо сохранившиеся, как жилистые руки и высохшее тело". Впоследствии, когда мундир де Круа истлел, ему пришлось сшить новый. Лишь в 1870–м генерал–губернатор Эстляндской губернии Михаил Шаховский распорядился прекратить "безобразие" и похоронить тело — что произошло, однако, лишь в 1897 году. Видимо, не все захотели расставаться с хорошим доходом.
В журнале "Разведчик" от 11 февраля 1897 года была помещена заметка, где говорилось: "15 января состоялось погребение оставшегося непогребенным в течение около 200 лет в лютеранской церкви герцога де–Кроа. Тело было положено в новый гроб и опущено в устроенный в той же церкви склеп. Надпись на гробе: "Герцог Карл–Евгений де–Кроа (Duc de–Croy), главнокомандующий русскою армиею при Нарве в 1700 году. Скончался 20 января 1702 года в Ревеле"". Так исполнилось пожелание поэта Петра Вяземского, видевшего мумию Круа и посвятившего ему стихотворение "Ночь в Ревеле". Вяземский желал этому "Кощею" избавиться от плена "за грехи и за долги" и поскорее обрести упокоение…