Рижский порт - Sputnik Латвия, 1920, 02.06.2021
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

История "успеха": Латвийской железной дороге требуется 60 миллионов евро

© Sputnik / Sergey MelkonovВывеска "Латвийская железная дорога"
Вывеска Латвийская железная дорога - Sputnik Латвия, 1920, 10.08.2022
Подписаться
На закрытой части заседания кабинета министров обсуждались перспективы развития Латвийской железной дороги: в каждом из четырех сценариев требуются дотации из госбюджета
РИГА, 10 авг — Sputnik, Дмитрий Олейников. Неоднократные заявления главы правительства Латвии Кришьяниса Кариньша о том, что транзит не является приоритетной для страны отраслью, похоже, находят подтверждение. К сожалению, платить за курс правительства будут налогоплательщики из своего кармана.
Перспективы развития Латвийской железной дороги обсуждались на последнем заседании правительства. Интересно - что на закрытой его части, недоступной для общественности. Так что о том, какие цифры и прогнозы обсуждали высшие государственные чиновники, приходится судить по их же заявлениям. Точно пока известно только одно – нынешняя геополитическая ситуация, политика санкций и осложнение международного сотрудничества не позволяют сколь-нибудь четко планировать будущее одного из крупнейших предприятий страны.
Из сказанного министром сообщения Латвии Талисом Линкайтсом известно, что кабмин заслушал подготовленный министерством доклад, куда были включены четыре возможных сценария дальнейшего развития предприятия - в зависимости от геополитической ситуации, - и все они предусматривали привлечение финансирования со стороны государства, чтобы обеспечить работу инфраструктуры железной дороги, необходимую для оказания услуг в том числе местному населению и предприятиям.
Железнодорожные вагоны с зерном на путях в Лиепае - Sputnik Латвия, 1920, 09.08.2022
Транзит
Государству придется дотировать Латвийскую железную дорогу на десятки миллионов евро
Расчеты будущих дотаций правительство оставляет в тайне, наложив на эту информацию гриф "секретно". Однако Талис Линкайтс сообщил, что дотации, необходимые для работы Латвийской железной дороги измеряются "десятками миллионов евро". В кулуарах говорят, что объем необходимых вложений может составлять около 60 миллионов евро.
Министр сообщения напрямую говорит, что у Латвийской железной дороги наступили трудные времена, поскольку вся ее работа была тесно связана с Россией и Беларусью, а теперь сотрудничество с этими странам из-за санкций заметно сократилось. Премьер-министр Кариньш после заседания правительства сообщил, что пока министерство не обращалось за дотациями на содержание железнодорожной инфраструктуры, но если это произойдет, "правительство рассмотрит возможность финансовой поддержки железной дороги".
Коллега Линкайтса по партии, министр благосостояния Гатис Эглитис отделался заявлениями о том, что "железной дороге необходимо улучшать эффективность, находя новые возможности получения прибыли в условиях уменьшения грузопотока с востока. В этом контексте важно сотрудничество с местными предприятиями". О том, что местный бизнес не в состоянии обеспечить и малой части прежнего транзитного грузопотока, министр благосостояния не сказал.
В Минсообщения упирают на то, что законодательные акты Евросоюза и Латвии о публичном использовании железной дороги вменяют в обязанность стране обеспечивать финансовую стабильность компании. В результате ужесточения санкционного режима, уже в 2020 и 2021 гг. Латвийская железная дорога работала с убытками, а собственных средств предприятия не хватало для их покрытия. Компания провела оптимизацию расходов, сократила значительное количество сотрудников. За последние два года число работников предприятия уменьшилось на 2500 человек (34%), по сравнению с 2020 годом.
В министерстве отмечают также, что 85% расходов на содержание инфраструктуры никак не связаны с объемами грузоперевозок, по сути, это постоянные величины. При этом данную статью расходов предприятию удалось сократить на 24% (около 40 миллионов евро).
Рижский порт - Sputnik Латвия, 1920, 05.08.2022
Транзит
Итоги "санкционного" полугодия: транзит пока остается на плаву
Министр Линкайтс отмечает, что на данный момент в транзитной отрасли отмечен некоторый прирост оборотов, объем грузоперевозок в этом году вырос на 13% - за счет грузов из Казахстана и Узбекистана. Но насколько гарантированы эти объемы даже в ближайшем будущем – прогнозировать невозможно, ведь грузоперевозки проходят по территории России и Беларуси и зависят от политики этих стран. Латвии, по словам министра, удалось "начать развитие сотрудничества" с Украиной, однако в абсолютных цифрах обороты в этом направлении очень маленькие.
При этом министр отмечает, что железная дорога не планирует закрывать линии, также будут продолжены все начатые инвестиционные проекты. Возможно, объем перевозок по железной дороге увеличится с введением в строй новых электропоездов.
Оппозиционные политики и общественность в соцсетях напоминают: правительство во время пандемии уже поддержало одно предприятие – национальную авиакомпанию airBaltic, выделив ей порядка 250 миллионов евро из бюджета, то есть из денег налогоплательщиков. Результаты весьма сомнительны – наблюдатели говорят, что airBaltic приобрела новые самолеты, которые сдает в аренду другим авиакомпаниям, а своих пассажиров перевозит на старых. При этом ни цены для пассажиров не уменьшились, ни сервис не улучшился. В это время LDz готовится превратиться из некогда прибыльного предприятия в дотационное. Реформа портов, начатая нынешним правительством, в условиях "войны санкций", также представляется сомнительной инициативой, поскольку перестановка кресел в правлениях никак не может повлиять на решение геополитических вопросов, от которых, собственно, и зависит работа транзитной отрасли.
Лента новостей
0