Исследование: уровень теневой экономики в Латвии растет третий год подряд

© Pixabay / danisampaСтройка
Стройка - Sputnik Латвия, 1920, 16.05.2022
Подписаться
Уровень теневой экономики в Латвии увеличивается третий год подряд, традиционно опережая соседние страны Балтии. В денежном выражении потерянные государством из-за теневой экономики ресурсы составляют 2,7 миллиарда евро
РИГА, 16 мая — Sputnik, Дмитрий Олейников. Данные об исследовании теневой экономики, ежегодно публикуемые директором Центра долгосрочного развития бизнеса Рижской высшей школы профессором Арнисом Саукой, свидетельствуют, что в 2021 году удельный вес теневой экономики в ВВП Латвии вырос на 1,1% – до 26,6%. Для сравнения: в Литве удельный вес теневой экономики увеличился за год сразу на 2,7%, до 23,1% от ВВП, в Эстонии – на 2,5%, до 19%.
Согласно данным расчетов, проводимых в странах Балтии с 2009 года, уровень теневой экономики в Латвии имел тенденцию к снижению в 2015 и 2016 годах, тогда был достигнут исторический минимум в 20,7%. С 2017 года начался устойчивый рост. С 22% в 2017 году до 25,5% в 2020 году. Рекордным по-прежнему остается 2010 год, когда "в тени" находились 38,1% ВВП Латвии.
Купюры евро - Sputnik Латвия, 1920, 07.01.2022
Зарплата в конвертах: СГД занялась предприятием общепита в Латвии
Что касается соседних стран Балтии, то, как отмечает Арнис Саука, удельный вес теневой экономики Эстонии является самым высоким показателем с 2012 года, когда она достигала 14,3%. В Литве минимальное значение последних лет было зафиксировано в 2014 году – 12,5%, и с тех пор уровень теневой экономики растет. За последние два года были обновлены рекорды с 2010 года, когда удельный вес теневой экономики составлял 18,8%.
Тот факт, что уровень теневой экономики растет во всех трех странах Балтии с 2019 года, дает основания утверждать, что увеличение происходит в связи с пандемией COVID-19, считает Саука. Данные исследования свидетельствуют и о том, что борцам с теневой экономикой в Латвии не особенно везло в ее предотвращении и в годы, предшествующие пандемии. Далее процесс только усложнился. В этом году, отметил профессор, дополнительно к COVID-19, возникла неопределенность в связи с военными действиями на Украине и международными санкциями. "В этих очень сложных обстоятельствах не стоит забывать о снижении теневой экономики… Ведь она, по-прежнему скрывает в себе значительные ресурсы, которые бы пригодились для укрепления безопасности страны, в социальной защите, в развитии образования и других сферах", – заявил Саука.
Согласно проведенному исследованию, основной составляющей теневой экономики в странах Балтии были "зарплаты в конвертах". В Латвии, согласно исследованию, доля таких зарплат была равна 46,2% от всего объема теневой экономики, в Эстонии – 42,7%, в Литве – 38,8%. Незадекларированные доходы в Латвии составляли в 2021 году 30% от теневой экономики, незадекларированные работники – 23,8%.
В 2021 году, по сравнению с 2020-м, выросли суммы зарплат, которые предприниматели скрывают от налоговых инстанций, – в Латвии увеличение составило 0,3% – до 23,8%, в Эстонии – увеличение составило 3,8%, до 17%, в Литве – 0,9%, до 16,2%.
Евро в конверте - Sputnik Латвия, 1920, 17.06.2021
В Латвии оценили уровень теневой экономики и ужаснулись
Общий уровень взяточничества (процент от дохода, который предприниматели неофициально платят за "решение вопросов") в 2021 году вырос во всех трех странах Балтии. Самый крупный прирост отмечен в Литве – на 3,9%, до 12,3% суммарных доходов предприятий. В Эстонии – на 0,6%, до 7%, в Латвии – на 0,9%, до 9,2%. Столь высокими эти значения в Литве и Латвии не были с 2014–2015 годов, в свою очередь, Эстония по данному показателю поставила исторический рекорд за все время наблюдений.
По отраслям, самый большой удельный вес теневой экономики в Латвии по-прежнему наблюдается в строительстве: с показателя 28,7% в 2020 году он вырос в прошлом году до 31,2%. Объем теневой экономики в розничной торговле составил 29,8%, в сфере услуг – 27,5%, в производстве – 25%, в розничной торговле – 24,4%.
Руководитель профильной ассоциации Партнерства строительных подрядчиков Гинтс Микелсонс, комментируя данные по отрасли, заявил, что результаты исследований свидетельствуют о том, где надо искать источники теневой экономики. Традиционно, более строгие административные меры накладываются на крупные строительные компании. При этом необходимо более тщательно оценивать сегмент малых предприятий. Он обратил внимание на сегменты теневой экономики в строительной отрасли: среди крупных предприятий объем незадекларированных зарплат составляет в среднем 12%, тогда как у малых предприятий этот показатель достиг уже 44,2%.
Комментируя данные исследований, председатель правления Торгово-промышленной палаты Латвии Янис Эндзиньш отметил, что одной из причин высокого уровня теневой экономики в сфере зарплат является очень высокая налоговая нагрузка на рабочую силу. Ссылаясь на данные исследований Торгово-промышленной палаты и аудиторской компании EY, Эндзиньш сообщил, что в Латвии каждый евро, выплаченный работнику из среднемесячной нетто-зарплаты, обходится его работодателю в 1,77 евро. В Литве – 1,68 евро, в Эстонии – 1,73 евро. "Латвия теряет конкурентоспособность на фоне других стран Балтии",– отметил Эндзиньш. Данные исследования Futurum indeks, в свою очередь, свидетельствуют о том, что в октябре 2020 года 65% предпринимателей Латвии оценивали налоговые ставки в стране как "плохие". В ноябре 2021 года таких было уже 67%. В апреле 2022 – их число выросло до 71%.
Арнис Саука прогнозирует, что удельный вес теневой экономики, по всей видимости, будет расти в ближайшие два – три года, особенно, если для ее уменьшения не будут выделены достаточные ресурсы. Он призвал комплексно подходить к решению этой проблемы: "Теневая экономика – комплексное явление, его нельзя уменьшить только одним отдельным мероприятием. Не стоит забывать о повышении репутации правительства в глазах предпринимателей и жителей, о том, чтобы все видели результаты судебных процессов за экономические преступления".
Борьбу за чистоту экономики и легальность доходов, "капитальный ремонт" банковской системы, предотвращение коррупции, создание благоприятной бизнес-среды правительство Кришьяниса Кариньша ставило в качестве приоритетных целей в правительственной программе. Насколько это удалось не на словах, а на практике, свидетельствует устойчивый рост удельного веса теневой экономики.
Лента новостей
0