СПГ-терминал в Латвии будет, газ - под вопросом

© Sputnik / Сергей Гунеев / Перейти в фотобанкТанкер-газовоз
Танкер-газовоз - Sputnik Латвия, 1920, 20.04.2022
Подписаться на
Yandex newsTelegram
В Латвии продолжают строить планы о строительстве собственного СПГ-терминала. Тем временем Эстония планирует сдать газовый терминал в эксплуатацию уже осенью этого года. Источники поставок газа пока остаются неизвестными
РИГА, 20 апр — Sputnik, Дмитрий Олейников. Правительство Латвии продолжает обсуждать планы по отказу от использования российского газа, но не сразу, а, как прогнозируется, с 1 января следующего года. Также на повестке дня стоит вопрос о строительстве в Латвии терминала сжиженного природного газа. Об этих приоритетах в работе кабинета министров рассказал после заседания министр экономики Янис Витенбергс. Норму об отказе от газа планируется принять в виде поправки к закону об энергетике. Сейчас поправки прошли первое (из трех) чтение в парламенте.
На практике выполнение этой нормы закона связывают с началом работы терминала сжиженного газа в Палдиски (который Эстония должна построить в течение этого года). Учитывая политическое заявление правительства Литвы об отказе от газа из России, министр Витенбергс с гордостью рапортует о том, что страны Балтии должны стать первым регионом в Европе, который полностью откажется от природного газа из России.
Здесь министр прав. Балтийский регион действительно может оказаться впереди Европы всей. Даже Украина, где полным ходом идут военные действия, не прекратила транзит российского газа. И фактически – его закупки путем реэкспорта.
Инчукалнское подземное газохранилище - Sputnik Латвия, 1920, 13.04.2022
Латвия запасается газом и готовится строить СПГ-терминал
Если Эстония намерена реализовать проект СПГ-терминала уже в этом году, то Латвия, по словам Витенбергса, справится со строительством собственного терминала не ранее конца 2023 – начала 2024 года. До 31 мая министерство экономики должно определить местонахождение будущего терминала в Латвии, рассчитать приблизительные расходы на его строительство и выгоду от реализации проекта. "Государству предложим оптимальное решение с точки зрения стабильности поставок природного газа и, конечно, с точки зрения затрат. Важно, чтобы такие проекты реализовывались с минимальным участием государства. Важны также сроки реализации проекта", – заявил министр.
Иными словами, стратегически важное направление – энергопоставки в страну – Латвия планирует передать в руки частных инвесторов. Напомним, на прошлой неделе Витенбергс находился с рабочим визитом в США, так что можно предположить, каким компаниям предложено обеспечить поставки газа в Латвию.
Да и насчет "минимальных вложений государства" – понятно, что газ, поставленный через терминал СПГ, а не по трубопроводу из России, обойдется конечным потребителям гораздо дороже. Они же (потребители) и оплатят все издержки с прибылью инвесторам, которых допустят к участию в проекте.
До той поры, пока в Латвии не заработает собственный СПГ-терминал, страна планирует сотрудничать в области поставок газа с Эстонией и Финляндией, а также с Литвой в обмен на предоставление квоты на хранение газа в Инчукалнском подземном хранилище.
Порт Скулте - Sputnik Латвия, 1920, 08.04.2022
СПГ-терминал в Скулте обойдется на двадцать миллионов дороже
В планах министерства экономики есть множество политических лозунгов об отказе от "недемократического газа", но нет пока ни одной ссылки на возможные источники поставок газа на новопостроенные СПГ-терминалы в будущем.
По сообщениям из Таллина, реализацией проекта СПГ-терминала в Палдиски занимается компания Alexela, к которой намерена присоединиться инвестиционная компания Infortar. Цель сотрудничества, как указано в их совместном релизе, до ноября построить терминал и гарантировать поставку газа потребителям. Терминал в Палдиски, согласно заявлению председателя правления Alexela Хейти Хелса, планируется строить в два этапа. Сначала будет построена пристань с подключением к международному трубопроводу Baltic connector и организован плавучий терминал. На втором этапе планируется построить постоянный терминал. Стоимость инфраструктуры, которую намерены построить к осени, составит около 40 миллионов евро.
Лента новостей
0