Непокорный Алексеев: мои дяди служили в легионе СС, но гордиться тут нечем

© SputnikЛатвийский журналист Юрий Алексеев
Латвийский журналист Юрий Алексеев - Sputnik Латвия, 1920, 16.03.2022
Подписаться
Латвийский опальный журналист Юрий Алексеев рассказал в интервью Sputnik, что по маме он наполовину латыш и в его семье были легионеры, воевавшие на стороне Германии
РИГА, 16 мар — Sputnik, Алексей Стефанов. О том, что 16 марта в Латвии по центру столицы маршируют ветераны Латышского легиона СС и их поклонники, знают уже во всех уголках мира. Правда, за время пандемии любителям нацистских шествий пришлось дважды откладывать парады.
В этом году с призывом перенести празднования обратилась министр внутренних дел Мария Голубева – посчитала, что во время военной спецоперации России по демилитаризации и денацификации Украины не стоит этого делать.
Но министра не послушали - Рижская дума дала добро на шествие Лимбажскому отделению общества Daugavas Vanagi ("Ястребы Даугавы") к памятнику Свободы, в память о латышских легионерах СС. А вот Латвийскому антифашистскому комитету проводить митинг в Старой Риге запретили.
Тем интереснее было узнать, что в семье репрессированного русского журналиста Юрия Алексеева, которому по одному сфабрикованному делу назначили 14 месяцев реальной тюрьмы, а по второму, такому же сфабрикованному, грозит от 5 до 12 лет заключения, есть свои скелеты в шкафу. И они не обрадуют его латышских оппонентов.

В 44-м никто не хотел воевать

"Для многих латышей, которые считают меня русским шовинистом, будет шоком узнать, что я не только наполовину латыш и мне близка латышская культура благодаря моей маме-латышке, но у нас в семье были и свои легионеры СС. К примеру, мой дядя Валдис, мамин родной брат, был призван в 1944 году в тот самый латышский легион", - рассказывает Юрий Алексеев.
Он считает, что очень важно различать легионеров. Были латыши, которые с приходом немцев стали записываться добровольцами в карательные батальоны. И они творили такое, "за что нужно казнить на месте - уничтожали население Белоруссии, Смоленской области, расстреливали от души, особенно евреев". Но были и насильно призванные, как сейчас сказали бы, срочники.
"В 1944 году, когда немцы почувствовали, что у них все подгорает – уже прошли Сталинград, и Курск, – нужно было хоть кого-то поставить в строй. Тогда и стали призывать латышей. Маме в 1944-м было 14 лет, а ее брату Валдису – как раз 18. И ему пришла повестка. И вот сидят бабушка с дедушкой и мама с братом за столом в феврале на хуторе в глухой провинции – в Валмиерской районе, и думают, что же делать. Спрятать Валдиса или отпустить в армию. На улице зима, мороз трещит, укрыться физически негде", – вспоминает рассказы мамы журналист.
© SputnikЛатвийский журналист Юрий Алексеев
Латвийский журналист Юрий Алексеев - Sputnik Латвия, 1920, 16.03.2022
Латвийский журналист Юрий Алексеев
Если бы Валдис не явился на призывной пункт, за ним бы обязательно приехали. Прятаться в подвале было бессмысленно, до ближайшего хутора три километра, землянку в лесу не выроешь – зима. А если бы немцы не нашли Валдиса на хуторе, могли репрессировать всю семью.
"И дядя тогда за столом сказал, что вариантов нет – нужно идти, а там будь что будет. Поскольку Валдис умел водить машину, он попал в хозяйственную часть. И буквально через две недели его машина подорвалась на немецкой же мине. Он потерял ногу, глаз, повредил легкое и попал в госпиталь. Война для него закончилась. Так и кантовался дядя по госпиталям, пока не попал после окончания войны в американскую зону оккупации, а оттуда в Америку. Там и прожил всю оставшуюся жизнь, умер в начале 90-х", – продолжает Алексеев.
В 1944-м только полные идиоты могли пойти добровольцами сражаться за Гитлера, говорит журналист. Оказался в ненужное время в ненужном месте, но "моему латышскому дяде еще повезло – остался жив и не участвовал в боевых действиях".

Боролись против Сталина? Вранье!

"Дядя Валдис не единственный легионер в моей семье. Классический пример – два двоюродных дяди, Артур и Алфред. Артур пошел в 1940 году добровольцем в Красную армию. Вернулся с войны майором, вся грудь в орденах. Правда, израненный весь, десантник, был командиром разведбата, ходил по тылам врага. А его младшего брата Алфреда в 44-м призвали немцы. И он немножко повоевал. И вот судьба двух родных братьев: один вернулся героем, о нем даже написали в книге, а второй жил бесславно", – говорит Алексеев.
Он считает эти страницы латвийской истории трагическими, а проведение 16 марта праздничных мероприятий – верхом цинизма. "Сейчас, когда латыши отмечают этот день как праздничный, я своим латышским родственникам говорю: если это день памяти по мальчишкам, которые погибли ни за что не на своей войне, это нормально, но, если вы их делаете героями – это же бред".
Шествие последователей латышских легионеров в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 16.03.2022
Видео
Первый за два года марш легионеров в Риге: как это было
"Я могу понять призванных, насильно притянутых в легион мальчишек воевать за какого-то Гитлера, который им вообще никак не нужен был. Их притащили на фронт и бросили в мясорубку. Они жертвы. Вот за жертв я готов поднять памятную рюмку. Потому что у меня из латышских родственников довольно много погибло на той войне. Причем воевавших за обе стороны. Не только эти дяди, о которых рассказал, но и другие – моя латышская семья большая. А если мальчишки из Латышского легиона СС герои, то в чем их героизм? Герои адской войны за Сатану?" – говорит журналист.
И тут же отмечает, что в современной латышской идеологии говорится, что "солдаты Латышского легиона СС боролись против кровавого Сталина". "Да ничего подобного. Вранье! Эта пацаны не хотели воевать ни за кого. Они сидели по хуторам и мечтали, чтобы война закончилась без них", – уверен Юрий Алексеев.

Европа поддерживает идеи нацизма? Пусть сама и разгребает

Вокруг героизации нацизма в Латвии современные идеологи пытались сплотить латышское общество. Но ничего из этой затеи не вышло. Журналист говорит, что латыши покидают страну быстрее русских жителей. Если в конце 1980-х годов в Латвии насчитывалось около 3 миллионов человек, то сейчас, даже по самым оптимистичным расчетам, не наберется и двух миллионов. Причем в основном это люди среднего возраста и пенсионеры, которые просто не готовы менять жизнь.
"У латышей есть такой праздник Kapu svētki, в переводе – Кладбищенский праздник. Хорошая традиция, мне нравится. В первое воскресенье августа латыши собираются на кладбищах своих предков. У меня тоже есть такое кладбище, где похоронены моя бабушка, прабабушка, прадедушка и так далее. Находится недалеко от эстонской границы в местечке Руиена. Чудесное тихое место. И вот еще десять лет назад туда съезжалось человек 150 моих родственников", – вспоминает Алексеев.
По традиции, вначале по очереди проходили церковные службы: католики, протестанты, православные. И дальше все шли в дубовую рощу, расстилали покрывала и выкладывали на них еду, выпивку. Вспоминали предков, рассказывали, кто чем живет.
"В последний раз я был на этом кладбище в праздник семь лет назад, когда еще была жива моя мама, – продолжает Алексеев. – И там собралось всего 15 древних старушек. Я спрашиваю: а где мой собутыльник Гунча (Гунарс – ред.). – Он в Швеции. – Где Айка (Айвар – ред.)? – В Ирландии. И так далее. А сами эти старушки друг другу хвастаются: а мои внуки в такой-то стране живут, а мои – в такой-то. И вот одна старушка говорит: "А мне подарили вот компьютер, и я теперь с ними по "Скайпу" общаюсь. Только вот внуки не говорят по-латышски, только на английском. А я их не понимаю". И другие тоже вздыхают и говорят об этом же".
Юрий Алексеев считает, что позорное шествие легионеров не замечать, конечно, нельзя. Но в целом значение этого шабаша сильно преувеличивать тоже не стоит. Молодежи промывают мозги с детского сада, рассказывают про ужасного тирана Сталина и якобы миротворца-Гитлера, который помогал латышам бороться за независимость. Но эта молодежь едва дотягивает до окончания школы и сразу же уезжает жить за границу. И пусть уже Европа переживает за то, с какой кашей в головах к ним приезжают будущие новые граждане.
Лента новостей
0