"Пораженческая позиция у некоторых в крови": как Латвия "простила" Литве 82 млн евро

© Sputnik / Sergey MelkonovЛатвийская железная дорога
Латвийская железная дорога - Sputnik Латвия, 1920, 10.01.2022
Подписаться
Минсообщения Латвии спустило на тормозах историю с разобранными Литвой рельсами на участке Мажейкяй - Реньге, в истории с транзитом белорусских калийных удобрений Рига, видимо, тоже постарается не переходить дорогу Литве
РИГА, 10 янв — Sputnik, Людмила Прибыльская. Споры между Латвией и Литвой за транзит грузов вступили в новую фазу. Теперь "балтийские сестры" пытаются не дать друг другу перегружать белорусские калийные удобрения, транзит которых на фоне санкций США вызвал правительственный кризис в Литве. За предыдущую стадию конфликта - из-за перевозок нефтепродуктов - Латвия могла бы взыскать с Литвы 82 миллиона евро, но министр сообщения Талис Линкайтс решил их не требовать.
Бывший финансовый директор Латвийской железной дороги Айварс Стракшас напоминает, что острое противостояние между "сестрами" началось в борьбе за перевозку экспортных нефтепродуктов с Мажейкяйского НПЗ – трех четвертей объема производства, который в общем составлял 8 миллионов тонн. Таким образом, на кону были перевозки 4,5–5,5 миллиона тонн нефтепродуктов в год. Еще от одного до полутора миллионов тонн НПЗ традиционно поставлял на рынки Латвии и Эстонии, в том числе 60% - по железной дороге, вагонами.
Для этих перевозок Литовские железные дороги (Lietuvos geležinkeliai) заключили договор субподряда с Латвийской железной дорогой (Latvijas dzelzceļš, LDz), поскольку свободного доступа к инфраструктуре Lietuvos geležinkeliai та не имела и как самостоятельный перевозчик на суверенную литовскую территорию ехать не могла. Это ведь только в Латвии либеральные рыночные правила, Литва не такова!
Вагон компании Беларуськалий - Sputnik Латвия, 1920, 02.01.2022
На фоне лавинообразного дефицита бюджета Латвия убивает отрасль, несущую миллиарды
Компания Lietuvos geležinkeliai обеспечивала заказчику – PK Orlen – транспортировку в Латвию по "короткому маршруту" Бугени – Мажейкяй – Реньге, где на литовской части только 34 километра пути, на основе коммерческой договоренности от 1999 года со сроком действия до 2024 года.
В начале 2008 года случился конфликт PK Orlen и Lietuvos geležinkeliai из-за цены транспортировки вагонов в порт, и собственник НПЗ решил заключить прямой договор с LDz на транспортировку по "короткому маршруту" и переориентировать свои экспортные потоки на латвийские порты, о чем информировал латвийское министерство сообщения 4 апреля.
Экономические причины решения PK Orlen были просты: инфраструктура LDz стоит дешевле, расстояние от Мажейкяя до Риги короче. До Вентспилса расстояние длиннее, но там большой порт и есть возможность дать лучше цену на перевалку. И литовцы испугались.
PK Orlen объявил, что запрошенную литовцами цену платить не будет, те 17 июля начали процесс в третейском суде, а 28 июля сообщили о расторжении соглашения о перевозках с 1 сентября 2008 года – через три дня после того, как PK Orlen запросил ценовое предложение у LDz (как установил Европейский суд, права расторгать соглашение у Литовских железных дорог не было).
"Мы конкурируем за транзит, и латвийская сторона в отношении литовцев всегда была более либеральной: у нас больше литовских магазинов, литовских товаров, литовского бизнеса. По ту сторону границы такого нет. В транзитной сфере литовцы очень стерегут свои интересы", – признает Стракшас.
Товарные поезда с углем  - Sputnik Латвия, 1920, 28.12.2021
Транзит
Линкайтс назвал транзит рискованным бизнесом и дал сигнал перевозчикам по поводу санкций
Второго сентября 2008 года Lietuvos geležinkeliai выявила "деформацию рельсов" в несколько десятков метров на 19-километровом отрезке от Мажейкяя до латвийской границы и остановила движение на этом участке. Техническая комиссия констатировала износ рельсов. 29 сентября PK Orlen получил "привлекательное предложение" от Латвийской железной дороги, а 3 октября Lietuvos geležinkeliai просто начала разбирать пути на Латвию от НПЗ на своей территории и закончила эту работу до конца месяца.
До середины 2010 года PK Orlen еще надеялся воспользоваться латвийским экспортным коридором, а LDz питала надежду получить лицензию на перевозки по литовской территории.
Поняв, что восстанавливать рельсы на спорном участке Lietuvos geležinkeliai не собирается, нефтепереработчики пустили предназначенную для Латвии продукцию по ветке "Бугени-Кужи-Йонишкис-Мейтене", удлинив пробег по литовской территории до 152 километра.
Железная дорога - Sputnik Латвия, 1920, 29.01.2021
Новый суд: Литва не хочет платить и сниженный штраф за разобранные рельсы до Реньге
PK Orlen подал иск в Европейский суд, и он назначил Литве штраф в размере 28 миллионов евро. В своем решении от 18 ноября 2020 года суд признал злонамеренными действия компании Lietuvos geležinkeliai, которая использовала свое доминирующее положение, чтобы не допустить конкуренции со стороны Latvijas Dzelzceļš.
"Мы выдвинули претензию к Литовским железным дорогам, ее экономическую часть подготавливала аудиторская фирма из "большой четверки", - говорит Айварс Стракшас. – Претензия складывалась из двух частей. Во-первых, прямых убытков, которые мы понесли из-за остановки железной дороги – участок не использовался, но мы несли издержки на его содержание на своей стороне. Во второй части претензии оценивалась неполученная прибыль: со стороны концерна LDz в 57 миллионов евро, со стороны перевозчика LDz Cargo – в 25 миллионов евро. Итого сумма претензии составила 82 миллиона евро.
С литовской стороны последовала обиженная реакция. Но если посмотреть на те объемы, которые могли бы получить латвийские железнодорожники (4,5–5,5 миллиона тонн), они могли составить 8–10% нашего годового грузооборота. Учитывая, что с тонны мы получаем около 14 евро, неполученный доход оценивается в 50 миллионов евро в год. За 10 лет до конца 2019 года, когда участок дороги был восстановлен, набегает полмиллиарда!"
Конечно, никто в правлении Latvijas Dzelzceļš не ожидал, что литовские коллеги раскошелятся, хотя выдвинутое требование и было вполне вегетарианским – была запрошена только недополученная прибыль, а не компенсация прямых убытков в полном объеме.
"Мы считали, что не имеем права самостоятельно принимать решение, простить такой долг или нет. Вопрос не в деньгах, а в принципе – есть вещи, которые просто нельзя делать, – подчеркивает бывший член правления LDz. – Но когда к руководству Минсообщения пришел Линкайтс (Новая консервативная партия), риторика поменялась. Претензию положили под сукно: видимо, министр считает, что неправильно бороться за свои права. Сейчас процесс спущен на тормозах".
Железнодорожный светофор - Sputnik Латвия, 1920, 25.10.2017
Литовский министр заявил, что разбор рельсов до Реньге был агрессией
При том, что в прошлом году Латвийская железная дорога впервые в своей "независимой" истории стала дотационным предприятием и потребовала субсидий из госбюджета в размере свыше 30 миллионов евро, компенсация недополученной прибыли была бы совсем не лишней.
"Пораженческая позиция в крови у некоторых людей, – констатирует Стракшас. – Да, судебные разбирательства могут длиться долго. Но за свои интересы надо бороться не только из-за денег, а чтобы в другой раз неповадно было. Чтобы конкуренты учитывали твои интересы. И политика, что грузов не будет – тоже пораженческая. На конкурентном рынке нужно быть проактивным! Оправдываться, что Россия будет использовать только свои порты, – убогая позиция. Грузы есть, только с ними надо работать. И Литва в этом плане для нас пример. Сейчас грузы идут не благодаря работе министерства, а вопреки ей, – несмотря на то, что их никто не хочет. Два года мы не работаем с соседями, не ищем общие интересы. Мы можем привлечь грузы только тогда, когда мы экономически целесообразны. Надо понять свои сильные стороны и продавать их.
Либеральная экономика – это завеса, а в реальности каждый борется за свой рынок. Тот, что открывает свой рынок чужакам и не может защитить свои интересы, – теряет. Это видно по текущему счету торгового баланса с Литвой, который сильно склонился не в нашу пользу".
Лента новостей
0