Павлютс в пролете над Гарвардом, или Почему Латвия поставила антирекорд по COVID

CC BY-SA 2.0 / Saeima / Ernests Dinka / Saeimas 30.septembra sēdeМинистр здравоохранения Латвии Даниэль Павлютс
Министр здравоохранения Латвии Даниэль Павлютс - Sputnik Латвия, 1920, 20.10.2021
Подписаться
Минздрав Латвии гораздо лучше мог подготовиться к новой волне COVID-19, проанализировав доступные статистические данные о ситуации в больницах
РИГА, 20 окт — Sputnik, Людмила Прибыльская. Общественность не должны вводить в заблуждение сегодняшние стенания правительства, готового призвать на помощь вооруженные силы, поставщиков кислородных баллонов и внеземных цивилизаций, а пока что объявившего в стране локдаун с сомнительными комендантскими условиями. Кабинет министров и, прежде всего, Минздрав во главе с "выпускником Гарварда" Даниэлем Павлютсом, двигались к этой ситуации с неотвратимостью курьерского поезда. В этом можно убедиться, ознакомившись с ответами на вопросы депутатов Сейма, еще в сентябре потребовавших отчета о подготовке к новой волне пандемии.
Минздрав вежливо предоставил объяснения и даже таблички в Excel на требование отчитаться о загрузке главных университетских больниц. Cухие цифры о количестве госпитализаций, койко-днях и загрузке реанимаций, на первый взгляд, повторяют флуктуации общедоступной статистики: зимой много, летом мало, к осени опять много. Подписавший ответы Даниэль Павлютс появился на политической авансцене в роли министра экономики с волшебным ореолом "выпускника Гарварда", хотя на деле прошел в знаменитом американском университете недолгосрочные курсы. Однако уже на первом государственном посту он блеснул мастерством презентации и построения графиков, которые по неизвестной причине подвели его при составлении отчетности парламентариям. Трудно даже заподозрить его в злом умысле с целью скрыть истинную картину: ведь если бы он еще весной произвел нехитрые вычисления в том же Excel, подготовиться к новой волне можно было гораздо лучше.
Медицинские работники в палате клинического центра - Sputnik Латвия, 1920, 18.10.2021
Борьба с COVID-19 в Латвии: нужно радикально менять всю концепцию
И дело здесь не в количестве коек, хотя министру справедливо пеняют на бездарно потраченные в межковидное затишье 80 миллионов евро на закупку 120 медкоек. Политические оппоненты откровенно издеваются над расточительностью Минздрава, купившего кроватное место за 666 тысяч евро. Однако на фоне трагических данных октября 2021 года это представляется уже поводом для слез, а не для смеха.
Для предотвращения трагедии бешеные миллионы даже не требовались. Соседняя Эстония при сравнимом уровне распространения коронавируса помещает в больницы 25 пациентов на 100 тысяч населения, а Латвия – 50. И смертность от осложнений вируса у северных соседей в 1,5 раза ниже. Поэтому Эстония обходится 350 ковидными койками в сутки, на которых пациент среднего возраста 66 лет проводит 8 дней, а Латвии не хватает даже тысячи (Данные на 14 октября 20121 года).
© SputnikСравнение заболеваемости, госпитализаций и смертности от COVID-19 в Эстонии и Латвии (по данным на 14 октября 2021 года)
Сравнение заболеваемости, госпитализаций и смертности от COVID-19 в Эстонии и Латвии (по данным на 14 октября 2021 года) - Sputnik Латвия, 1920, 20.10.2021
Сравнение заболеваемости, госпитализаций и смертности от COVID-19 в Эстонии и Латвии (по данным на 14 октября 2021 года)
Это можно было предсказать без талантов оракула, произведя нехитрые аналитические вычисления по доступным данным. А они показывают, что собственно ковидные пациенты в главных больницах составляют всего две трети из отнесенных к данной категории заболевания. Еще треть были доставлены в больницы с другими диагнозами. Из пояснений Минздрава на первых порах не явствовало, каким образом к этим пациентам "прицепился" COVID-19: то ли его нашли при приеме в стационар, то ли "наградили" им уже на больничной койке.
Именно эти больные брутально загружали лечебницы: если обычный пациент с COVID-19 весной 2021 года проводил в них 9-15 дней, то хроник мог застрять на вдвое большее время: 22-26 дней. Рекорд поставила Восточная клиническая больница, где в июне 28 пациентов лечили в совокупности 960 дней, потратив по 34 дня на каждого. Видимо, именно эту пугающую цифру назвал активист Латвийского общества врачей профессор Евгений Калейс, пеняя скептикам на опасности COVID-19. Мол, при обычной хирургической операции чик-чик – и через три дня на волю, а коронавирус требует лечения целых 35 дней! Не хочется думать, что профессор намеренно манипулировал данными и не знал, что на 35 дней "зависали" как раз не застигнутые врасплох коронавирусом, а те, кто поступил на "чик-чик" или с другой болезнью, а оказались среди жертв коронавируса.
Палата в Даугавпилсской региональной больнице - Sputnik Латвия, 1920, 18.10.2021
Латвия вышла на первое место в мире по недельной заболеваемости COVID-19
Что еще насторожило бы "выпускника Гарварда" с небольшими арифметическими познаниями? Разброс в эффективности лечения, влияющий на его длительность, на правом и левом берегах Даугавы. Почему в феврале 2021 года пациента с COVID-19 на левом берегу, в больнице имени Страдыня, вылечивали за 5 дней, а на правом, в Восточной больнице, - за 12? Почему в июле левый берег работал с больными по 24 дня в среднем, тогда как средний срок лечения в целом составлял 12-13 дней? Логично было предположить, что, получив опыт, врачи будут лучше справляться с лечением осложнений COVID-19 и начнут действовать какие-то проверенные экспертами протоколы, помогающие унифицировать подходы к пациентам, а Минздрав возьмет это все на контроль и обеспечит медиков всем необходимым. Увы, в Латвии этого не произошло. Как только солнце повернулось к зиме, Эстония стала показывать, что способна вылечить пациента с COVID-19 за 8 дней, а Латвии по-прежнему требовалось 12-13, а порой и 19 дней.
Практики семейных врачей тоже не получили надлежащей поддержки от Минздрава. Об этом свидетельствует то, что удар осенней волны пришелся по стационарам, а количество тяжелых случаев вызвало всплеск смертности. Правительство перманентно педалировало только одну тему – вакцинацию, не предлагая никаких информационных материалов для населения, кроме рекламных плакатов с двусмысленными жестами согнутой в локте рукой. Многие люди, привыкшие уповать на врачей, не получая помощи, впадают в панику. Распространить понятные рекомендации на случай, если чувствуешь себя неважно (будь то простуда, грипп или COVID-19), для широких слоев населения и на доступных для него языках Минздраву казалось не столь важным, как выпустить газету о вакцинации. Тем временем сейчас, когда консультации взволнованным и напуганным должны быть доступны хотя бы по телефону и круглосуточно, в Центр профилактики и контроля заболеваний можно позвонить только с 8:30 до 16:00, и время ожидания соединения составляет 14 минут. Этот центр за полтора года так и не обеспечил звонящим возможность выбора языка разговора… Минздрав не считал важным говорить с населением на понятном наречии.
Аппарат ИВЛ в инфекционной больнице - Sputnik Латвия, 1920, 06.10.2021
Медкойки по 666 тысяч евро: восемь новых Tesla или несколько дач в Юрмале
Не добавили энтузиазма и сообщения в социальных сетях, дополненные и учеными релизами о "редких, но тяжелых осложнениях", вызываемых вакцинацией, в том числе у молодежи. Американский Центр контроля заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention, СDC) подверг ревизии необходимость вакцинации молодежи и детей: они легко переносят заболевание, однако отмечены редкие сердечные осложнения в этой группе после вакцинации. CDC подтвердил 854 таких случая у людей моложе 30 лет, прошедших вакцинацию. Таким образом, повальные прививки для молодежи становятся уже весьма спорной опцией, а кампания по достижению коллективного иммунитета в целом средствами вакцинации – очевидно безрезультатной.
Латвийские эпидемиологи пока стоят на том, что на нашей территории американских проблем нет. Да, с начала кампании скончались 1094 прошедших вакцинацию пациента, ответил Минздрав на прямой вопрос депутатов о количестве умерших. Ранее он также сообщил о 40 жалобах на летальный исход применения лекарств в 2021 году, поступивших в соответствующее Государственное агентство, из которых 29 были связаны с вакцинацией. "Ни один случай не показывает причинно-следственной связи между вакцинацией и смертью", - упорствует ведомство Павлютса. На непросвещенный обывательский взгляд все же бросается в глаза, что среди 1094 летальных исходов 626 произошли от сердечно-сосудистых заболеваний (57%, что примерно на 5% выше среднестатистического показателя, от 49% в апреле до 52% в июне)... Но это, разумеется, случайность и никакие не тромбозы. 5% - это 55 человек. Жалобы на летальный исход в Госагентство лекарств подали после смерти вакцинированных родственники 29 человек.
В то же время секретариат здоровья Еврокомиссии в релизе от 29 сентября сообщил, что "COVID-19 никуда не денется" и лечить его придется. Поэтому выпустил список из пяти новых медикаментов, рекомендованных для этой цели и закупаемых централизованно. Есть надежда, что ветер из Брюсселя заставит шевелиться и наш Минздрав. Он же может наконец заставить латвийские власти восстановить в правах людей, переболевших COVID-19 и подтвердивших это анализом крови на антитела, как уже сделали в Эстонии.
Прививочная кампания – не панацея. С ее начала коронавирусом инфицировано, согласно официальной информации Минздрава, 12 250 вакцинированных человек, причем максимально кучно – люди трудоспособного возраста, с 30 до 59 лет, которых набралось больше половины. Заигрывая с лоялистами, правительство разрешило им жить и работать в "зеленом" режиме, что обеспечило вирусу более льготные условия распространения. Однако гнев общественности сейчас стараются направить совсем в другую сторону – к "антиваксерам". И это срабатывает: демиссия Павлютса не состоялась, несмотря на то, что он явно претендует сегодня на статус самого ненавидимого политика Латвии.
Лента новостей
0