Медкойки по 666 тысяч евро: восемь новых Tesla или несколько дач в Юрмале

© Sputnik / Игорь Маслов / Перейти в фотобанкАппарат ИВЛ в инфекционной больнице
Аппарат ИВЛ в инфекционной больнице - Sputnik Латвия, 1920, 06.10.2021
Подписаться
Оппозиционные власти общественные организации подали заявление в Генпрокуратуру по факту возможной коррупции при закупке для больниц 120 кроватей за 80 миллионов евро. Может ли койка с электроприводом и ИВЛ стоить 666 тысяч евро, разбирался журналист Sputnik Латвия
РИГА, 6 окт — Sputnik, Андрей Татарчук. О решении латвийского Минздрава закупить дополнительно полностью оборудованные медицинские кровати стало известно в сентябре. Расходы в этом случае оплачивает специальный фонд госбюджета, они проходят по графе "непредвиденные срочные расходы". Сумма, в которую ведомство Даниэля Павлютса оценила 120 кроватей, составляет 80 миллионов евро. То есть 666 тысяч за одну кровать, их планируется использовать для лечения больных COVID-19.

Медицинская кровать по цене дома

Конечно, пока нет результатов доследственной проверки, нельзя утверждать, что налогоплательщиков обокрали и обобрали. Но цены новых кроватей для стационаров очень впечатляют. За 666 тысяч евро можно купить 8 электрокаров Tesla Model S Long Range – новых, заметим. Новый двухэтажный дом в Юрмале этого года постройки на территории Национального парка Кемери площадью 274 квадратных метра выставлен сегодня на продажу за 259 000 евро - там шесть комнат и общая площадь земельного участка превышает 1700 квадратов. На рынке вторичной недвижимости дачный домик довоенной постройки с четырьмя комнатами и каминным залом на проспекте Булдуру в Лиелупе с участком почти 1500 квадратных метров стоит 600 тысяч евро. Разумеется, жизнь и здоровье человека намного дороже недвижимости и современных автомашин, однако дома и электрокары, по сравнению с кроватями для латвийских больниц, превращаются совсем уже в дешевку.
Больничная палата - Sputnik Латвия, 1920, 25.09.2021
Сотня коек за 120 миллионов евро? У оппозиции вопрос к главе Минздрава Латвии
Председатель общества "За ответственность" Арнольдс Бабрис, а также представители организаций "Общественные защитники Конституции", "Латвийский альянс свободы" и "Клуб окружающей среды" в начале октября заявили в Генеральную прокуратуру Латвии, что в случае данной закупки могут быть усмотрены признаки коррупции. Бабрис отмечает, что по такой стоимости никогда в истории медицинские кровати не закупались. По его мнению, ценники завышены на порядок или даже более чем десятикратно.
Заявление в Генпрокуратуру подано в связи с информацией в латвийской газете Neatkarīgā Rīta avīze, опубликовавшей статью об этой скандальной закупке. Заявители просят генпрокурора Латвии Юриса Стуканса провести проверку группы должностных лиц, ответственных за закупку кроватей; определить бенефициаров, возможно, виновных в преступном осваивании средств госбюджета, выделяемых на борьбу с COVID-19; провести проверку возможного коррупционного сотрудничества правящей коалиции, в рамках которого были, предположительно, совершены преступления, описанные выше.
Латвийское правительство в конце сентября увеличило объем средств в бюджетной программе "резервные средства" на 300 миллионов евро. В том числе – на закупку медикаментов и оборудования, включая больничные кровати с аппаратами ИВЛ. Как сообщает председатель Латвийского общества больниц Евгений Калейс, с понедельника следующей недели отделения COVID-19 будут открыты в больницах Балви и Гулбене, а также в больницах Тукумса, Лимбажи и Лудзы. Бюджет Латвии текущего года изначально предусматривал непредвиденные расходы в размере 26,7 миллиона евро. Но из-за кризиса, связанного с COVID-19, правительство Кришьяниса Кариньша приняло ряд решений об увеличении финансирования программы до 1,626 миллиарда евро – то есть больше на 1,6 миллиарда евро. Конечно, по сравнению с этой массой доступных денег, 80 миллионов евро выглядят скромнее.

Таких цен не дает никто, никогда

Цены на оборудование не являются государственной тайной, производители и дилеры публикуют предложения в открытых источниках. Так, комплект оборудования с аппаратом ИВЛ YSENMED (КНР, сертификация СЕ, ISO) стоит от 7,5 тысячи долларов. Концентрация кислорода 100%, автономная работа при обесточивании 4 часа, режимы вентиляции до 99 вдохов-выдохов в минуту. Если нет доверия китайским производителям, можно обратить внимание на профессиональное оборудование неинвазивной и экстренной вентиляции легких, как Respironics V60 нидерландской компании Philips. Стоимость нового аппарата этой модели – около 11 тысяч евро. Можно обратить внимание и на производителей США: машины ИВЛ линии iVent американской корпорации GE Healthcare – около 5 тысяч долларов, правда, без штатива. На глобальном рынке есть и более дорогое и сложное оборудование с ценниками свыше 30 тысяч евро, но по 700 тысяч долларов оборудование еще не продавал никто.
"Мы попросили Генеральную прокуратуру разобраться, результаты будут в течение месяца, в начале ноября. Если это так, то это беспрецедентный эпизод коррупции на уровне государства. Для сравнения, в бизнесе с учетом всех расходов и выплачиваемых налогов чистая рентабельность в пределах 30 или 40% – это невероятный успех. В пищевой промышленности для производителя даже несколько процентов прибыли с одной банки консервов или упаковки молока – это хороший результат. В случае с этими кроватями для больниц цена закупки от себестоимости может отличаться в 100 и более раз, по всей посреднической цепи, думаю, за каждую кровать переплачено несколько сотен тысяч евро", – говорит Арнольд Бабрис.
© Sputnik / Sergey MelkonovПредприниматель Арнольд Бабрис без маски
Предприниматель Арнольд Бабрис без маски - Sputnik Латвия, 1920, 06.10.2021
Предприниматель Арнольд Бабрис без маски
По его словам, самое дорогое в медицинских кроватях – это оборудование. Конечно, есть кровати с частичной электрификацией, полностью электрифицированные, с туалетом, дефибрилляторами и т. д., и цена может быть различной. В случае COVID-19 можно говорить о комплекте кровать плюс аппарат искусственной вентиляции легких, и это тоже, в зависимости от сложности устройства, влияет на общую цену.
"По оценке латвийских медиков, один аппарат ИВЛ для стационаров, которые уже закупались латвийскими больницами, имеет рыночную стоимость около 10 тысяч евро. Сама кровать с бортиками, электроприводом и другими гаджетами – это еще около 2-3 тысяч евро. То есть один комплект стоит около 13 тысяч евро. Ну ладно, пусть 50 тысяч евро, можно понять, как обычно, цепь посредников и так далее. Но ведь не 666 тысяч евро… Ровно 80 миллионов евро за 120 кроватей – таких дорогих закупок не было и не будет ни в одной демократической стране мира. Мне кажется, это очень дерзкая тема коррупции на уровне государства, или в правительстве снова скажут, что все обосновано и даже экономично?" – говорит Бабрис.
"Премьер-министр Кариньш только "злится", но ни он, ни кто-либо другой не подошел бы к вам с претензией по поводу имеющегося факта закупки 120 кроватей за 80 миллионов евро, поэтому мы – представители "Латвийского альянса свободы" – делаем это публично и официально, говорится в открытом письме. Мы категорически против безответственных действий правительства и правящей коалиции партий в условиях, созданных COVID-19. Мы требуем расследования этого преступления и возбуждения уголовного дела, чтобы выяснить, действительно ли нужно было 666 тысяч евро для оборудования одной кровати".

Золотые койки элитарной демократии

Бабрис заявил, что альянс не сомневается, что ситуация с COVID-19 – это огромная растрата бюджетных денег.
"Мы считаем, что в обществе существует очень негативная напряженность и существует острая необходимость в тщательном изучении в уголовном процессе эффективности и действенности средств, разработанных и используемых для борьбы с распространением коронавируса нового типа", – заявили податели заявления в Генпрокуратуру.
Скандал с "золотыми" койками игнорируется парламентом, включая толерантное большинство оппозиционных депутатов Сейма, но все же ряд парламентариев, в числе которых Вячеслав Домбровский, Эвия Папуле, Каспарс Гиргенс и Эрикс Пуценс, а также экс-министр экономики и независимый депутат Ральф Немиро, направили несколько вопросов министру здравоохранения Даниэлю Павлютсу, попросив разъяснений. Министр ответил, что, в общем-то, все зависит от оборудования кровати, а оно в этом случае дорогое. Более детальных объяснений, в том числе по спецификации оборудования, поставщику и бренду со стороны министерства пока не прозвучало.
"Если правительство введет локдаун, что активно обсуждается, он позволит не давать ответов на любые вопросы латвийского общества. Освоение средств бюджета и увеличение госдолга вокруг COVID-19 превращается в самый большой и успешный бизнес государства, и это тревожит общество", – резюмирует Арнольд Бабрис.
Лента новостей
0