Рижский порт - Sputnik Латвия, 1920, 02.06.2021
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Китайский транзит: пробки, локауты и месть литовцам

© Людмила ПрибыльскаяОбход выставки "Транслогистика Казахстан" главами официальных делегаций
Обход выставки Транслогистика Казахстан главами официальных делегаций - Sputnik Латвия, 1920, 18.10.2021
Подписаться
Казахстан испытывает дефицит вагонов под погрузку угля для доставки в Европу и готов брать их где угодно и гнать обратно порожняком, здесь могли бы пригодиться грузовые площадки Риги и Вентспилса – очевидно, об этом и договаривался представитель Минсообщения Латвии
РИГА, 18 окт — Sputnik, Людмила Прибыльская. В Алма-Ате завершилась международная выставка "Транслогистика Казахстан", на которой после пандемийного перерыва с большими трудностями появились прибалтийские делегации. Говорят, что инициативу проявил заместитель госсекретаря Минсообщения Улдис Рейманис, лично возглавивший делегацию Латвии. За ним последовали ревнивые эстонцы и литовцы.
Поводы для ревности проявились на выставке так же, как проблемы, охватившие отрасль со всех сторон.

Проблемы

Казахстан задыхается от дефицита вагонов для экспорта угля и готов брать их где угодно и гнать обратно под погрузку порожняком, лишь бы быстрее поставить в сползающую к энергетическому кризису Европу вожделенное топливо. И тут могут пригодиться грузовые площадки Риги и Вентспилса, которые с января по август потеряли 92% угля. Только бы Казахстан разрешил отправлять на латвийские станции свои вагоны. Скорее всего, именно об этом вел переговоры со своим казахстанским коллегой заместитель госсекретаря Улдис Рейманис.
Международная выставка транспортно-логистических услуг «ТрансРоссия» - Sputnik Латвия, 1920, 12.04.2021
Транзит
TransRussia без Рижского порта: стратегией транзита в Латвии больше никто не занимается
Ранее декларировавшиеся как "ворота Китая" хабы в казахстанских Хоргосе и Достыке превратились в огромные пробки, через которые с горем пополам протискиваются грузовые экспрессы в Европу. Вагоны и контейнеры направлением на крупнейшие потребительские рынки Казахстана и Узбекистана стоят на запасных путях с июля. Грузовладельцы готовы везти заказанные в Китае товары кружным путем: морем до Прибалтики (где, на счастье, пустуют порты) и потом автотранспортом или железной дорогой до Центральной Азии. Даже затраты времени (в лучшем случае 50-60 дней) им кажутся малой потерей в обмен на гарантию, что груз все-таки будет доставлен по назначению, а не застрянет в пограничной пробке.
Автотранспорт, следовавший через Литву на Центральную Азию, выстроился в многокилометровые очереди на границе с Беларусью, которая не выдает разрешений на пересечение своего рубежа. Поэтому литовцы скрепя сердце прямо на выставке подходили к единственному частному экспедитору из Латвии, А & A Logistic и предлагали пустить грузовики через латвийскую границу. Для наших перевозчиков пока запретов нет, Латвия все же вредила соседям меньше, чем Литва.
© Людмила ПрибыльскаяПредставительство DB Schenker в Казахстане возглавил латыш Каспар Круминьш, который предложил сотрудничество латвийскому экспедитору A&A Logistic во главе с Георгием Монокандилосом (справа)
Представительство DB Schenker в Казахстане возглавил латыш Каспар Круминьш, который предложил сотрудничество латвийскому экспедитору A&A Logistic во главе с Георгием Монокандилосом (справа) - Sputnik Латвия, 1920, 18.10.2021
Представительство DB Schenker в Казахстане возглавил латыш Каспар Круминьш, который предложил сотрудничество латвийскому экспедитору A&A Logistic во главе с Георгием Монокандилосом (справа)
Поскольку китайские морские хабы то и дело блокируют операции с контейнерами на Европу, наиболее остроумные перевозчики решили использовать российскую дальневосточную альтернативу. Однако порт Восточный (Владивосток) уже забит, перенаправляет часть судов в Находку. Такого наплыва не ожидала и она…
Тем не менее весной 2021 года начал действовать контейнерный поезд "Владивосток – Калининград" с транзитным временем 14–16 дней. Экспедирование по Латвии для его оператора, АО "Трансконтейнер", предоставляет "дочка" Латвийской железной дороги – LDZ Loģistika, она же уполномоченный агент этой российской компании с международной сетью представительств. Есть тихая надежда прицепить к российскому поезду хоть несколько вагонов в направлении Рижского порта, но пока она не реализуется по ряду неполитических причин – таких, как железнодорожные правила относительно длины составов.
Контейнеры в порту - Sputnik Латвия, 1920, 28.09.2021
Транзит
LDz пригодилась: РФ запустила новый грузовой маршрут через Латвию

Ревность

Реализуя указание министра сообщения Талиса Линкайтса, министерство ликвидировало департамент транзитной политики простым способом: он теперь называется отделом транспорта и логистики. И пытается играть ту же консолидирующую роль, что и прежде, до санкций и недружественных выходок с белорусскими флагами.
Министру не нравится слово "транзит", однако результаты его политики уже настолько вопиют, что дальше некуда. Ряды участников выставки поредели, и не только потому, что предпринимателям экспортной для Латвии отрасли больше не субсидируют никаких расходов на поездки, кроме оплаты выставочной площади. Даже былые гранды – железная дорога и порты – были представлены в сильно усеченном составе.
Более того: делегацию чуть было не задержали в пересадочном аэропорту Стамбула, потому что Латвии не оказалось в списке стран, граждан которых разрешено допускать в Казахстан. Есть безвизовые страны (Россия, Беларусь, другие республики бывшего СССР), есть визовые (Германия), а вот Прибалтика нигде не числится. И каждый взволнованный пассажир должен был помимо паспорта с визой предъявить сотруднику аэропорта личное приглашение на выставку и протокол межправительственной комиссии!
Железная дорога - Sputnik Латвия, 1920, 04.10.2021
Через Литву скоро будет нечего возить, Lietuvos geležinkeliai хочет работать в Польше
Ее сопредседатель с латвийской стороны Улдис Рейманис и бросил клич "Все в Казахстан!". Однако его коллеги в МИД не слишком преуспели в налаживании хотя бы визовых контактов с этой партнерской страной. Теперь Рейманис надеется на возобновление авиасообщения с Казахстаном: рейс в Алма-Ату национальный airBaltic открывал и закрывал уже дважды. Но до Узбекистана руки пока не доходят: на выставке в Ташкенте латвийской делегации не будет, хотя основной грузопоток в Центральную Азию формирует именно эта быстрорастущая страна.
Литовцы завистливо посматривали на латвийцев, которых возглавил все-таки официальный представитель государства, и с тоской кивали головами по поводу идей китайского транзита через Клайпеду. После демарша с открытием тайваньского представительства в Вильнюсе они получили от Поднебесной жесткий ответ. Беларусь тоже не заставила себя долго ждать.
Однако и латвийцам пришлось пережить приступ горечи: как раз во время выставки в Казахстане новоизбранный президент Эстонии Алар Карис заявил, что готов встретиться с Владимиром Путиным. Латвии до выборов еще целый год, а сейчас как раз "пилятся" важные грузопотоки, за которые прибалтийские сестры грызутся с тех пор, как рухнул СССР с его плановой экономикой.
Лента новостей
0