Цены на электроэнергию не упадут до весны. Помочь могла бы Беларусь, но власти против

© Sputnik / Виталий Тимкив / Перейти в фотобанкЭлектрическая подстанция
Электрическая подстанция - Sputnik Латвия, 1920, 22.09.2021
Подписаться
По прогнозу экспертов, высокие цены на электроэнергию в Латвии сохранятся как минимум на протяжении нескольких месяцев
РИГА, 22 сен — Sputnik. Цены на газ и электроэнергию в Латвии вряд ли снизятся минимум до весны. Помочь могла бы дешевая электроэнергия из России и Беларуси, но политика властей в этом направлении не позволяет рассчитывать на увеличение потока, передает LSM.
Достигнув исторического максимума в 160 евро за мегаватт-час 15 сентября, впоследствии средняя дневная цена в латвийском сегменте биржи Nord Pool снизилась и последнюю неделю колеблется в пределах 93—145 евро. Для сравнения, в сентябре прошлого года мегаватт-час стоил около 40 евро.
В Европе цены на газ и электроэнергию продолжают расти: поставки газа не показывают никаких признаков оживления, а заполненность европейских хранилищ перед началом отопительного сезона находится на исторически низких уровнях.
Линии электропередачи, архивное фото - Sputnik Латвия, 1920, 15.09.2021
Латвия отменит ограничение импорта электроэнергии из РФ в ответ на действия Литвы
Эксперты прогнозируют, что высокие цены на электроэнергию в Латвии сохранятся как минимум на протяжении нескольких месяцев.
"Я пока не вижу таких факторов, которые могли бы облегчить ситуацию, — заявил эксперт и экс-член совета Регулятора общественных услуг Гатис Абеле. — В ценах на электричество у нас огромная зависимость от стоимости газа, которая бьет рекорды, — что в Германии, что в Балтии. Эта ситуация надолго, самое малое, на много месяцев".
Сценарий, при котором можно было бы надеяться на снижение тарифов, — если бы ЕС хотя бы на время ослабил политику в отношении квот на выбросы СО2, которые тоже резко подорожали, что сказывается и на стоимости электричества, которую производят газовые, угольные и сланцевые ТЭЦ. "Если бы был какой-то мораторий (в отношении квот – ред.), на три месяца хотя бы, чтобы дать послабление промышленности и экономике... Если Еврокомиссия этого не сделает, то, к сожалению, в ближайшие месяцы нам нужно привыкать к жизни с высокими ценами", — полагает Гатис Абеле.
С ним согласен и бывший министр энергетики Юрис Озолиньш: "Я недавно потратил час, чтобы изучить разные факторы — запасы в газохранилищах, заполняемость водных резервуаров в Скандинавии… В итоге, мне кажется, мы до весны будем жить примерно с тем уровнем цен, который есть сейчас. Их снижения в ближайшем будущем я бы точно не обещал, потому что все основные факторы работают на удорожание".
Эту точку зрения разделяет и пресс-секретарь Latvenergo Андрис Сикснис. "Все выросло — газ, квоты CO2, оптовые цены, плюс воды в Скандинавии мало. Если бы в регионе начались сильные дожди, и ГЭС нарастили работу, это бы очень повлияло. И ветер бы повлиял. Но нет ни воды, ни ветра", — объясняет он.

Немного помогли бы белорусские мощности

На ситуацию с ценами на электроэнергию минимально могла бы повлиять отмена эмбарго на поставки из Беларуси, но это не решило бы проблему кардинально, считает Гатис Абеле.
"Это единственное, что еще на политическом уровне можно сделать — снять все ограничения на Беларусь, снова увеличить мощности для импорта с востока. Решило бы это наши проблемы? Полностью — нет. Но это дало бы Балтии небольшую передышку. Это не вернуло бы тарифы на уровень прошлого года, но увеличило бы предложение, которое на зависит от квот на СО2. Думаю, в результате цена мегаватт-часа в Балтии снизилась бы как минимум на 5 евро. Да, это немного, но это хотя бы какое-то решение", — считает Абеле.
Опора линии электропередачи - Sputnik Латвия, 1920, 21.09.2021
Проверить Латвию нет возможности: почему литовский бойкот БелАЭС только на словах
Реальность такова, что наша торговля электричеством с Россией и так автоматически включает импорт из Беларуси — просто эта энергия преподносится как российская, отмечает Юрис Озолиньш. Он считает, что на дешевый импорт с востока особо надеяться не стоит.
"Реальные физические потоки (из Беларуси – ред.) идут все время. Но парадокс в том, что и российская энергосистема, "Интер РАО", сейчас в ходе конкуренции не может вытеснить с нашего рынка европейских производителей, в том числе балтийских и скандинавских. Если мы посмотрим торговые потоки и физические потоки — очень часто торговые потоки идут из Балтии в направлении России. Так что нынешняя ситуация дорогого электричества — это всеобщие трудности. Другое дело, что Россия при этом — еще и безусловный бенефициар, так как у нее есть газ", — считает Озолиньш.
У нас сокращены соединительные мощности с Россией, да и российская ценовая политика уже не такая, как 5 лет назад, комментирует Гатис Абеле.
"При этом у нас колоссальный дефицит физических мощностей в Литве, тогда как в Эстонии — колоссальная зависимость от СО2, так как ТЭЦ в Нарве работают на горючем сланце, и из-за рекордно подорожавших квот на выбросы эта энергия получается очень дорогой. А имеющиеся межсоединения у Балтии с другими странами — сравнительно ничтожны. Нужны в три раза более мощные межсоединения, чтобы они могли абсорбировать проблему СО2 в Эстонии и дефицит мощностей в Литве. Но сейчас во всей Европе колоссальный кризис на рынке энергоресурсов. Сейчас рынок, по сути, не работает. Мы видим колоссальный сбой рынка в Европе", — говорит Абеле.
Впрочем, недавний ценовой скачок на Nordpool оказался столь значительным, что даже дорогое "сланцевое" электричество с нарвских электростанций (около 80% стоимости которого — плата за квоты СО2 и прочие сборы "за экологию") вновь стало временно конкурентоспособным.
Эксперты прогнозируют, что повышение цен на электроэнергию окажет существенное влияние на энергоемкие секторы бизнеса, но банкротств не ожидают.
"Из больших предприятий я не знаю таких, кому бы угрожал сценарий банкротства из-за выросших счетов", — говорит Гатис Абеле. Хорошая новость в том, что спрос на многие виды производимой в Латвии продукции — например, на пиломатериалы и цемент — на мировых рынках тоже вырос, отмечает он.
"Сегодня это не настолько критично для больших энергоемких предприятий", - сказал Абеле.
Лента новостей
0