https://lv.sputniknews.ru/20210901/vse-ochen-problematichno-karen-shakhnazarov-o-buduschem-latviyskogo-kinematografa-18256632.html
"Все очень проблематично": Карен Шахназаров о будущем латвийского кинематографа
"Все очень проблематично": Карен Шахназаров о будущем латвийского кинематографа
Sputnik Латвия
Культовый советский и российский кинорежиссер, сценарист, кинопродюсер и общественный деятель Карен Шахназаров побеседовал с корреспондентом Sputnik Латвия... 01.09.2021, Sputnik Латвия
2021-09-01T19:29+0300
2021-09-01T19:29+0300
2021-09-01T19:29+0300
новости культуры латвии
россия
фильмы
режиссер
кино
киноклуб
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e5/03/1e/15421730_0:0:2448:1378_1920x0_80_0_0_df4e82e94b3549389b361a0e504f40c9.jpg
РИГА, 1 сен — Sputnik, Евгений Лешковский. На днях в Риге в рамках проекта "Культурная линия" и при содействии международного медиаклуба "Формат А-3" состоялась особая онлайн-встреча на латвийском радио Baltkom: журналисты буквально со всех регионов Латвии задавали вопросы гуру российского кино, одному из культовых советских и российских режиссеров Карену Шахназарову – директору легендарного "Мосфильма", члену Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии, члену Общественной палаты Москвы и члену правления Национальной академии кинематографических искусств и наук России, наконец, знаменитому продюсеру и лауреату премии "Ника". Беседа транслировалась в прямом эфире, принял в ней участие и корреспондент Sputnik Латвия. Побеседовали с Кареном Шахназаровым о самых разных проблемах киноотрасли, в том числе о том, что Карен Георгиевич уже давно предлагает включить продукцию советского кинематографа в обязательную школьную программу. В школах должны показывать советское кино- По крайней мере, в России это вполне реально, и идею неплохо было бы обсудить на уровне всего русского мира, в том числе бывших союзных республик, - считает Карен Шахназаров. - Хотя насчет реализации моей идеи даже в России мне пока ничего неизвестно. Я предложил это на Совете по культуре при президенте РФ, и президент одобрил, ему мысль понравилось, он сказал, что да, хорошая идея - давайте. Но пока мне неизвестно, на какой все стадии реализации.Считаю, что это важно и что это правильно. И надеюсь, что это будет все-таки реализовано. По мне, так для этого не надо никаких больших и тяжелых действий. Если бы от меня зависело, я бы внедрил это в течение месяца. Ведь моя идея очень простая – один раз в неделю выделите два часа и показывайте детям хотя бы один фильм. Если вы будете показывать детям советское кино с первого класса (а очень много хороших советских картин можно вполне смотреть и с первого класса), то, думаю, все все поймут. Я, во всяком случае, помню, что фильм "Баллада о солдате" посмотрел, когда мне было семь лет, и я все понял, мне никто ничего не объяснял, никто со мной не проводил никаких идеологических лекций. Поэтому, я считаю, и теперь можно так же делать. Не надо никаких лекций, просто показывайте по одному действительно хорошему советскому фильму, и это останется в голове у молодого человека. Мне кажется, это станет важным элементом образования человека.Кстати, во многих странах введены такие курсы кино в школьную программу. Во Франции есть, в Италии есть, и в Чехии тоже. Поэтому открытия здесь никакого нет. Конечно, все это должно делаться факультативно и на усмотрение педагогов, к примеру, в рамках той или иной темы, которую как раз сейчас рассматривают на общих занятиях. Государство не должно финансировать кинопроизводство- Кинематограф - это важная составляющая образования человека, - продолжает собеседник. - И чем фильмы более качественные (во всех смыслах), тем лучшие зерна падают в душу человека. Увы, но в современной России слишком мало фильмов теперь снимают: 100 картин в год - это очень мало для такой огромной страны, как Россия. Франция, насколько я помню, делает 400 картин в год. При том, что население Франции 60 миллионов, а в России живет 150 или даже больше.И не стоит все время говорить, что государство должно вливать деньги в производство фильмов, чтобы те были качественными (во всех смыслах) и приносили бы серьезную прибыль. И у меня позиция в этом смысле, наверное, не очень популярная, в том числе и среди моих коллег: я считаю, что государство вообще не должно финансировать кино, оно должно быть рыночным. Строго говоря, умеешь ты найти деньги, умеешь сделать качественный фильм, который потом принесет и прибыль, и славу, тогда ты - мастер.И сам я, между прочим, в последний раз получал от государства деньги, когда снимал "Город Зеро" в 1988 году, а уже "Цареубийцу" советского я снимал не на государственные деньги, а нашел британского продюсера. Поэтому я и обращаюсь к режиссерам: ну, ребята, сами зарабатывайте, сами снимайте кино, которое станет кассовым. Другое дело, что нужен прокат - где показывать и для кого. В советские годы был огромный кинорынок, ведь население страны было фантастически большим. А что делать теперь режиссерам небольших стран, например, таких, как ваша Латвия, - тут вопросов много… Печальное будущее латвийского кинематографаКинопроизводство в маленьких странах, как те же прибалтийские, конечно, почти невозможно, если мы говорим о большом кино, отметил Шахназаров.- В целом, насколько мне известно, в основном после распада СССР кино в небольших республиках либо исчезло вообще, либо находится в, прямо скажем, жалком состоянии. Ну, за исключением, может быть, Казахстана и Беларуси, которые довольно активно работают. Кинематограф - это слишком дорогостоящее дело, для него нужен рынок. Если вы живете в маленькой стране, как Латвия, то увы. Когда маленькие республики были частями огромной страны, тогда латвийские, армянские, грузинские кинематографисты работали на гигантский рынок (сколько там населения в СССР было? 250 миллионов? Около 300 миллионов… не помню), а после распада Союза, дело уже совсем другое.Конечно, если у вас население два миллиона, какой тут рынок? На кого рассчитывать? Только если государство как-то будет спонсировать кинопроизводство, оно в крошечных странах возможно. Но государству, понятно, тоже сложно, - и помимо производства фильмов проблем валом. Латвия не может, наверное, производить даже пять больших игровых картин в год. Да и где она их будет показывать? Или тогда их надо снимать с прицелом на какой-то рынок – на российский, на европейский.В общем, тут много вопросов, и все очень проблематично. Поэтому, на мой взгляд, кинематограф в небольших странах и не очень богатых, конечно, не способен развиваться полноценно.
https://lv.sputniknews.ru/20210131/Vremya-na-pauze-nad-kakimi-filmami-rabotayut-latviyskie-rezhissery-15101135.html
https://lv.sputniknews.ru/20210111/Za-Kim-Ki-Dukom-sledili-spetssluzhby-Vizit-rezhissera-v-Latviyu-obrastaet-novymi-detalyami-14991508.html
https://lv.sputniknews.ru/20210104/V-Talline-nelzya-dazhe-gvozd-zabit-latviyskiy-rezhisser-snimaet-provokatsionnyy-film-14960512.html
россия
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2021
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e5/03/1e/15421730_51:0:2323:1704_1920x0_80_0_0_4046283b5d9f12beef8119d9a055343a.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости культуры латвии, россия, фильмы, режиссер, кино, киноклуб
новости культуры латвии, россия, фильмы, режиссер, кино, киноклуб
РИГА, 1 сен — Sputnik, Евгений Лешковский. На днях в Риге в рамках проекта "Культурная линия" и при содействии международного медиаклуба "Формат А-3" состоялась особая онлайн-встреча на латвийском радио Baltkom: журналисты буквально со всех регионов Латвии задавали вопросы гуру российского кино, одному из культовых советских и российских режиссеров Карену Шахназарову – директору легендарного "Мосфильма", члену Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии, члену Общественной палаты Москвы и члену правления Национальной академии кинематографических искусств и наук России, наконец, знаменитому продюсеру и лауреату премии "Ника". Беседа транслировалась в прямом эфире, принял в ней участие и корреспондент
Sputnik Латвия.
Побеседовали с Кареном Шахназаровым о самых разных проблемах киноотрасли, в том числе о том, что Карен Георгиевич уже давно предлагает включить продукцию советского кинематографа в обязательную школьную программу.
В школах должны показывать советское кино
- По крайней мере, в России это вполне реально, и идею неплохо было бы обсудить на уровне всего русского мира, в том числе бывших союзных республик, - считает Карен Шахназаров. - Хотя насчет реализации моей идеи даже в России мне пока ничего неизвестно. Я предложил это на Совете по культуре при президенте РФ, и президент одобрил, ему мысль понравилось, он сказал, что да, хорошая идея - давайте. Но пока мне неизвестно, на какой все стадии реализации.
Считаю, что это важно и что это правильно. И надеюсь, что это будет все-таки реализовано. По мне, так для этого не надо никаких больших и тяжелых действий. Если бы от меня зависело, я бы внедрил это в течение месяца. Ведь моя идея очень простая – один раз в неделю выделите два часа и показывайте детям хотя бы один фильм. Если вы будете показывать детям советское кино с первого класса (а очень много хороших советских картин можно вполне смотреть и с первого класса), то, думаю, все все поймут.
Я, во всяком случае, помню, что фильм "Баллада о солдате" посмотрел, когда мне было семь лет, и я все понял, мне никто ничего не объяснял, никто со мной не проводил никаких идеологических лекций. Поэтому, я считаю, и теперь можно так же делать. Не надо никаких лекций, просто показывайте по одному действительно хорошему советскому фильму, и это останется в голове у молодого человека. Мне кажется, это станет важным элементом образования человека.
Кстати, во многих странах введены такие курсы кино в школьную программу. Во Франции есть, в Италии есть, и в Чехии тоже. Поэтому открытия здесь никакого нет. Конечно, все это должно делаться факультативно и на усмотрение педагогов, к примеру, в рамках той или иной темы, которую как раз сейчас рассматривают на общих занятиях.
Государство не должно финансировать кинопроизводство
- Кинематограф - это важная составляющая образования человека, - продолжает собеседник. - И чем фильмы более качественные (во всех смыслах), тем лучшие зерна падают в душу человека. Увы, но в современной России слишком мало фильмов теперь снимают: 100 картин в год - это очень мало для такой огромной страны, как Россия. Франция, насколько я помню, делает 400 картин в год. При том, что население Франции 60 миллионов, а в России живет 150 или даже больше.
И не стоит все время говорить, что государство должно вливать деньги в производство фильмов, чтобы те были качественными (во всех смыслах) и приносили бы серьезную прибыль. И у меня позиция в этом смысле, наверное, не очень популярная, в том числе и среди моих коллег: я считаю, что государство вообще не должно финансировать кино, оно должно быть рыночным. Строго говоря, умеешь ты найти деньги, умеешь сделать качественный фильм, который потом принесет и прибыль, и славу, тогда ты - мастер.
И сам я, между прочим, в последний раз получал от государства деньги, когда снимал "Город Зеро" в 1988 году, а уже "Цареубийцу" советского я снимал не на государственные деньги, а нашел британского продюсера. Поэтому я и обращаюсь к режиссерам: ну, ребята, сами зарабатывайте, сами снимайте кино, которое станет кассовым. Другое дело, что нужен прокат - где показывать и для кого. В советские годы был огромный кинорынок, ведь население страны было фантастически большим. А что делать теперь режиссерам небольших стран, например, таких, как ваша Латвия, - тут вопросов много…
Печальное будущее латвийского кинематографа
Кинопроизводство в маленьких странах, как те же прибалтийские, конечно, почти невозможно, если мы говорим о большом кино, отметил Шахназаров.
- В целом, насколько мне известно, в основном после распада СССР кино в небольших республиках либо исчезло вообще, либо находится в, прямо скажем, жалком состоянии. Ну, за исключением, может быть, Казахстана и Беларуси, которые довольно активно работают. Кинематограф - это слишком дорогостоящее дело, для него нужен рынок. Если вы живете в маленькой стране, как Латвия, то увы. Когда маленькие республики были частями огромной страны, тогда латвийские, армянские, грузинские кинематографисты работали на гигантский рынок (сколько там населения в СССР было? 250 миллионов? Около 300 миллионов… не помню), а после распада Союза, дело уже совсем другое.
Конечно, если у вас население два миллиона, какой тут рынок? На кого рассчитывать? Только если государство как-то будет спонсировать кинопроизводство, оно в крошечных странах возможно. Но государству, понятно, тоже сложно, - и помимо производства фильмов проблем валом. Латвия не может, наверное, производить даже пять больших игровых картин в год. Да и где она их будет показывать? Или тогда их надо снимать с прицелом на какой-то рынок – на российский, на европейский.
В общем, тут много вопросов, и все очень проблематично. Поэтому, на мой взгляд, кинематограф в небольших странах и не очень богатых, конечно, не способен развиваться полноценно.