https://lv.sputniknews.ru/20210628/i-russkie-i-latyshskie-v-latvii-prodolzhayut-zakryvat-i-obedinyat-shkoly-17358264.html
И русские, и латышские: в Латвии продолжают закрывать и объединять школы
И русские, и латышские: в Латвии продолжают закрывать и объединять школы
Sputnik Латвия
Интересна и судьба опустевших зданий школ: в одном самоуправлении такой дом хотят переоборудовать для проживания пенсионеров, в другом помещении предложили... 28.06.2021, Sputnik Латвия
2021-06-28T18:15+0300
2021-06-28T18:15+0300
2021-08-24T12:29+0300
новости латвии
оптимизация школьной сети
всеобщая оптимизация: как в латвии закрывают школы
русские школы: языковой барьер или мост
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/931/21/9312103_0:0:2049:1153_1920x0_80_0_0_6c5c134deda7dc253f40bbb26030e5eb.jpg
РИГА, 28 июн — Sputnik. Каждый год в Латвии реорганизуют или ликвидируют несколько десятков учебных заведений, сообщает Diena. В прошлом году таких школ было 35, в этом 29, свидетельствуют данные министерства образования и науки. Некоторые средние школы становятся основными, а основные – начальными школами или детсадами. Полностью закрывают лишь несколько учебных заведений.Процесс набирает ходМногие школы не могут выполнить качественные и количественные критерии Минобрнауки, так что процесс реорганизации школьной сети в ближайшие годы будет только набирать обороты.Одно из самоуправлений, которые уже произвели болезненные преобразования, - это Резекненский край. К примеру, в Тискадской средней школе 1 сентября начнет учебу последний, 12-й класс, рассказал заместитель руководителя местного управления образования Вилис Декснис. Но на этом реорганизация не закончится, потому что численные показатели не выполнены, например, в ремесленной школе Люции Ранцане, но решение о ее статусе в этом году отложили.В любом случае после административно-территориальной реформы в крае будут разрабатывать стратегию развития с упором на оптимизацию школьной сети. Пока подобного документа в самоуправлении нет.Вместо этого каждый год в середине осени оценивается каждая школа, чтобы до 1 февраля принять решение о ее дальнейшей судьбе. "Красные линии" следующие: 50 учеников в школе, 20 детей в дошкольном учреждении.Быстрое падениеВ этом году перемены коснулись Яунстружанской и Аудриньской основных школ Резекненского края. Первая станет структурным подразделением Дрицанской средней школы, сохранив этап начальной школы в Стружанах, а во второй будет только дошкольная группа. Реорганизация была неизбежна, потому что число учеников резко сократилось. В Яунстружанах в 1-6-х классах учились 34 человека, в 7-9-х классах – 13 человек.В Аудрини работает русская школа, на начало прошлого учебного года там было 30 детей, а к концу только 27, причем некоторые приезжали из Резекне. Пятнадцать лет назад в школе учились 188 детей, и теперь их так мало, потому что многие русскоязычные предпочли отдать своих детей на латышский поток Дрицанской средней школы, рассказал Декснис.Правда, есть примеры, когда ситуация улучшается, к примеру, в Веремской основной школе в какой-то момент число учеников сократилось с 140 до 80, но сейчас оно превысило 100, а в детсаду более 60 детей. Это объясняется высоким качеством обучения, так что туда приезжают и резекненцы.Пустые зданияА вот в Мурмастиенской основной школе Вараклянского края число учеников упало ниже 30. Теперь там сохранят только основную школу, присоединив к ней вараклянский детсад Sprīdītis. В известной мере это было закономерно, потому что в окрестностях есть еще несколько школ, которые заинтересованы в заполнении."Не секрет, что число жителей на селе сокращается. Это касается и Мурмастиенской волости – я вижу это по ежегодным обзорам", – рассказал представитель местного самоуправления Янис Мозга.На вопрос о том, как будет использоваться здание школы, он допустил, что его можно переоборудовать для проживания пенсионеров, а спортивный зал и площадку смогут использовать жители волости.Тяжелее всего после закрытия школ придется их сотрудникам, особенно техническим, потому что найти работу на селе непросто. К примеру, за свое будущее давно опасался коллектив Мейранской основной школы им. О. Калпака, где училось много детей с особыми потребностями. Теперь ее ликвидируют.Как признала представитель думы Инета Пейлане, самоуправление хотело сохранить эту школу как филиал Лубанской средней школы, сохранить все классы, а не только начальные, но Минобрнауки не согласилось с таким решением. В последний год общее число учеников составляло 32 человека, половина из них пойдет учиться в Лубанскую среднюю школу, часть – в Дегумниекскую основную школу. Вопрос, что делать со зданием школы, не решен."Предлагали его Минобороны, оно отказалось, предлагали мадонским земессаргам, но они не хотят обслуживать здание бывшей школы", – сетует Пейлане.Мода на объединениеНаиболее распространенная модель в последние годы – объединение. К примеру, в Аматском крае объединяют Аматскую музыкальную и художественную школу и Нитаурскую среднюю школу в Нитаурскую музыкальную и художественную основную школу. Так консолидируются административные ресурсы и сохраняются оба места реализации обучения, а также образовательные программы профессиональной направленности, подчеркнула глава Аматской думы Элита Эглите. Она признала, что есть проблемы с привлечением учеников, так что этап средней школы сохранить не удалось – школа будет основной.В этом году список ликвидируемых и реорганизуемых школ не был очень длинным, и пустые здания остаются только в некоторых случаях. Намного больше школ реорганизовали в 2018–2019 году – тогда было более пятидесяти изменений в школьной сети.Сейчас часть местных самоуправлений отложили принятие решений по этому вопросу, оставив их новым администрациям.
https://lv.sputniknews.ru/20180611/latvia-zakryvajut-zavedenija-detej-defektami-rechi-8523673.html
https://lv.sputniknews.ru/20180906/shkola-ucheniki-selo-Latvia-9317056.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2021
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/931/21/9312103_0:0:1821:1366_1920x0_80_0_0_6df93ca58abb611d95978e7f37dc2cd4.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости латвии, оптимизация школьной сети, всеобщая оптимизация: как в латвии закрывают школы, русские школы: языковой барьер или мост
новости латвии, оптимизация школьной сети, всеобщая оптимизация: как в латвии закрывают школы, русские школы: языковой барьер или мост
И русские, и латышские: в Латвии продолжают закрывать и объединять школы
18:15 28.06.2021 (обновлено: 12:29 24.08.2021) Интересна и судьба опустевших зданий школ: в одном самоуправлении такой дом хотят переоборудовать для проживания пенсионеров, в другом помещении предложили Минобороны, но оно не согласилось
РИГА, 28 июн — Sputnik. Каждый год в Латвии реорганизуют или ликвидируют несколько десятков учебных заведений, сообщает
Diena. В прошлом году таких школ было 35, в этом 29, свидетельствуют данные министерства образования и науки. Некоторые средние школы становятся основными, а основные – начальными школами или детсадами. Полностью закрывают лишь несколько учебных заведений.
Многие школы не могут выполнить качественные и количественные критерии Минобрнауки, так что процесс реорганизации школьной сети в ближайшие годы будет только набирать обороты.
Одно из самоуправлений, которые уже произвели болезненные преобразования, - это Резекненский край. К примеру, в Тискадской средней школе 1 сентября начнет учебу последний, 12-й класс, рассказал заместитель руководителя местного управления образования Вилис Декснис. Но на этом реорганизация не закончится, потому что численные показатели не выполнены, например, в ремесленной школе Люции Ранцане, но решение о ее статусе в этом году отложили.
В любом случае после административно-территориальной реформы в крае будут разрабатывать стратегию развития с упором на оптимизацию школьной сети. Пока подобного документа в самоуправлении нет.
Вместо этого каждый год в середине осени оценивается каждая школа, чтобы до 1 февраля принять решение о ее дальнейшей судьбе. "Красные линии" следующие: 50 учеников в школе, 20 детей в дошкольном учреждении.
В этом году перемены коснулись Яунстружанской и Аудриньской основных школ Резекненского края. Первая станет структурным подразделением Дрицанской средней школы, сохранив этап начальной школы в Стружанах, а во второй будет только дошкольная группа. Реорганизация была неизбежна, потому что число учеников резко сократилось. В Яунстружанах в 1-6-х классах учились 34 человека, в 7-9-х классах – 13 человек.
В Аудрини работает русская школа, на начало прошлого учебного года там было 30 детей, а к концу только 27, причем некоторые приезжали из Резекне. Пятнадцать лет назад в школе учились 188 детей, и теперь их так мало, потому что многие русскоязычные предпочли отдать своих детей на латышский поток Дрицанской средней школы, рассказал Декснис.
Правда, есть примеры, когда ситуация улучшается, к примеру, в Веремской основной школе в какой-то момент число учеников сократилось с 140 до 80, но сейчас оно превысило 100, а в детсаду более 60 детей. Это объясняется высоким качеством обучения, так что туда приезжают и резекненцы.
А вот в Мурмастиенской основной школе Вараклянского края число учеников упало ниже 30. Теперь там сохранят только основную школу, присоединив к ней вараклянский детсад Sprīdītis. В известной мере это было закономерно, потому что в окрестностях есть еще несколько школ, которые заинтересованы в заполнении.
"Не секрет, что число жителей на селе сокращается. Это касается и Мурмастиенской волости – я вижу это по ежегодным обзорам", – рассказал представитель местного самоуправления Янис Мозга.
На вопрос о том, как будет использоваться здание школы, он допустил, что его можно переоборудовать для проживания пенсионеров, а спортивный зал и площадку смогут использовать жители волости.
Тяжелее всего после закрытия школ придется их сотрудникам, особенно техническим, потому что найти работу на селе непросто. К примеру, за свое будущее давно опасался коллектив Мейранской основной школы им. О. Калпака, где училось много детей с особыми потребностями. Теперь ее ликвидируют.
Как признала представитель думы Инета Пейлане, самоуправление хотело сохранить эту школу как филиал Лубанской средней школы, сохранить все классы, а не только начальные, но Минобрнауки не согласилось с таким решением. В последний год общее число учеников составляло 32 человека, половина из них пойдет учиться в Лубанскую среднюю школу, часть – в Дегумниекскую основную школу. Вопрос, что делать со зданием школы, не решен.
"Предлагали его Минобороны, оно отказалось, предлагали мадонским земессаргам, но они не хотят обслуживать здание бывшей школы", – сетует Пейлане.
Наиболее распространенная модель в последние годы – объединение. К примеру, в Аматском крае объединяют Аматскую музыкальную и художественную школу и Нитаурскую среднюю школу в Нитаурскую музыкальную и художественную основную школу. Так консолидируются административные ресурсы и сохраняются оба места реализации обучения, а также образовательные программы профессиональной направленности, подчеркнула глава Аматской думы Элита Эглите. Она признала, что есть проблемы с привлечением учеников, так что этап средней школы сохранить не удалось – школа будет основной.
В этом году список ликвидируемых и реорганизуемых школ не был очень длинным, и пустые здания остаются только в некоторых случаях. Намного больше школ реорганизовали в 2018–2019 году – тогда было более пятидесяти изменений в школьной сети.
Сейчас часть местных самоуправлений отложили принятие решений по этому вопросу, оставив их новым администрациям.