Рынок теряет покупателей не из-за того, как он выглядит: депутат раскритиковал мэра Риги

CC BY 4.0 / Diego Delso / Mercado Central, Riga, Letonia, 2012-08-07Центральный рижский рынок
Центральный рижский рынок - Sputnik Латвия, 1920, 30.04.2021
Интервью мэра Риги и комментарий одного из представителей думской оппозиции выявили не только актуальные проблемы, стоящие перед столицей, но и разницу в подходах к их решению
РИГА, 30 апр — Sputnik, Дмитрий Олейников. Мэр Риги Мартиньш Стакис в интервью одному из латвийских интернет-порталов подробно рассказал о своем видении будущего Риги. Позиция главы самоуправления не смогла остаться без внимания со стороны оппозиционных депутатов Рижской думы. Интервью мэра в своем аккаунте в Facebook прокомментировал председатель фракции "Согласие" в Рижской думе Константин Чекушин.
Заявления, сделанные мэром и представителем ныне оппозиционной в Рижской думе партии отражают многие аспекты, связанные с социальной и экономической жизнью города.

Что происходит на Центральном рынке?

Позицию мэра Стакиса по поводу ситуации, сложившейся на Центральном рынке, характеризуют две цитаты: "У меня есть сомнения в наличии четкого понимания руководством рынка, что такое современный европейский рынок. Оно не согласовало с нами торговлю промышленными товарами в Молочном павильоне Центрального рынка..." и "То, что на сегодня сделано, меня не устраивает. Есть еще и Видземский рынок, где тоже ничего не происходит. Я видел рынки многих городов мира и смотрю на это иначе. То, что наш рынок теряет деньги и покупателей — это результат того, что он не выглядит, как современный рынок. Ситуацию надо менять уже сегодня".
Вид на павильоны Центрального рынка от городского канала - Sputnik Латвия, 1920, 27.04.2021
Стакис: торговли одеждой в молочном павильоне больше не будет
В свою очередь, говоря о причинах стагнации на городских рынках, Константин Чекушин приводит следующие аргументы: "Если рынок теряет деньги и покупателей – это, скорее всего, не проблема того, как он выглядит. Простой пример - очереди в новые супердешевые магазины продуктовых товаров, которые пришли в Латвию. Эти магазины не выглядят современно, там не будет продавцов в накрахмаленных костюмах, пахнущих дорогим парфюмом. Товары же в таких магазинах будут лежать на палетах на полу. И, о чудо, очереди, очереди и еще раз очереди".
Депутат "Согласия" отмечает: "Сложно оценить, что имел в виду новоиспеченный мэр, говоря о своем европейском опыте. Возможно, это галерея Виктора Эммануила II в Милане, место действительно прекрасное и, может быть, в мечтах Стакиса на месте Центрального рынка должно быть что-то подобное... Своего видения он не раскрывает. Лишь заученно посылает упрек в прошлое. Ведь все, что было до - априори плохо. А новое обязательно будет хорошо… В сухом остатке - не стоит пытаться из рынка делать выставку для туристов. Должна быть золотая середина. Это должно быть место, где самые разные люди смогут закупаться всем для себя необходимым. И те, кто с тугими кошельками, и те, кто победнее. Последних у нас – большинство".

"Дорогой" исполнительный директор

Назначение нового исполнительного директора Риги Яниса Ланге (член "Нового Единства", руководитель госпредприятия "Латвийские государственные автодороги") не обошлось без скандала. С профессиональной точки зрения к Янису Ланге проблем нет – он показал себя исключительно компетентным специалистом, внимание общественности привлекла величина зарплат и доплат, которые на новом месте будет получать Янис Ланге.
Мартиньш Стакис, комментируя упреки в расточительстве, заявил: "Я понимаю критику, но исполнительному директору Риги положена эта 100-процентная доплата — это человек с огромной ответственностью. Он отвечает за все предприятия города и за весь муниципальный аппарат стоимостью в миллиарды евро. При этом закон позволяет платить ему зарплату в неполные 2000 евро — такую же, как всем исполнительным директорам самоуправлений Латвии. Ну есть же разница между самоуправлением, где бюджет 10 миллионов евро и миллиард евро! Ненормально, что они получают одинаково.
Зато. Если мы где-то увеличиваем расходы, то в другом месте стараемся сэкономить. Например, раньше депутаты могли где угодно бесплатно парковать свои автомобили — мы от этой привилегии отказались, сэкономив 200 000 евро в год".
А вот как комментирует слова мэра о зарплате исполнительного директора и попутной "экономии" Константин Чекушин: "Я тоже считаю, что зарплата неадекватна, поэтому надо менять закон. Но друзья, вы ведь представляете те же партии, которые захватили в заложники Сейм. Вам и карты в руки — меняйте закон. Продвигайте закон об особом статусе столицы - он уже давно нужен. Но выбран путь, как закон обойти. Это неправильное решение, по сути правильно поднятого вопроса.
Но больше всего меня поразили слова про экономию 200 тысяч евро за счет того, что отобрали у депутатов пропуска, позволяющие бесплатно парковаться в Риге. Тут Стакис скромно опускает подробности… Они отобрали 200 тысяч евро, которые шли, по сути, муниципальному предприятию (почти что перекладывание из одного кармана в другой), однако эти деньги направили угадайте на что? На доплаты депутатам коалиции - заместителям председателей комитетов. Т.е. отобрали у всех, и раздали своим. Кроме того, всем депутатам, вместо пропусков, все равно начисляют 50 евро в месяц на транспортные расходы".

Что такое "центры жителей"?

Новая рижская власть ликвидировала исполнительные дирекции Риги, создав вместо них новые структуры – Центры жителей микрорайонов. Для чего были необходимы эти перемены? Отвечает Стакис: "Вместо трех исполнительных дирекций в Риге будет пять Центров жителей микрорайонов, которые откроются с 1 мая. Цель нововведения, чтобы самоуправление стало ближе к своим жителям. У центров будут координаторы, ответственные за конкретные микрорайоны. Они будут заботиться о малых и больших инициативах, районных праздниках, скамейках… Я хочу, чтобы такие центры действовали, как "агентства одной остановки", где жители могли бы решить все свои проблемы".
В свою очередь, цели у фактической замены одной институции самоуправления на другую, по словам Чекушина, были совсем иные: "Цель всей этой реформы ровно одна. Закон запрещает просто так уволить человека и на его место взять своего. Особенно, если это руководители. Поэтому самое простое решение — это закрыть исполнительные дирекции и вместо них создать Центры жителей... Когда я прямо спросил, чтобы сформулировали основное отличие, то в ответ получил "будем действовать проактивно". В сумме, сейчас где-то полгода будет хаос, внутренние интриги и где-то к следующему году новые старые исполнительные дирекции начнут работать, скорее всего, плюс-минус как работали, но оценить мы это сможем позже".

Печальное будущее автомобилистов

После того, как на улице Чака к зиме за счет сужения проезжей части были построены экспериментальные велодорожки, она стала практически непригодна для перемещения автотранспорта. Образовались пробки. Всех, естественно, беспокоит вопрос, что дальше будет происходить с автомобильным сообщением в городе.
Первый снег в Риге. Велосипеды - Sputnik Латвия, 1920, 07.04.2021
Эксперимент продолжается: велополоса на улице Чака останется до осени
Мэр Стакис заявляет, инновации (читай – репрессии против автомобилей) в столице будут продолжены: "Я хочу разгрузить центр Риги от автомобилей — это очень важная задача. Для этого общественный транспорт должен быть удобным, а поезда — интегрированы в систему общественного транспорта Риги. Надо сперва сделать эти домашние работы. Фонд стабильности ЕС дает возможность создать шесть пунктов городской мобильности — они будут в микрорайонах (не в центре — ближе к границе Риги), куда можно добраться на поезде, автомобиле, велосипеде, а дальше передвигаться на удобном общественном транспорте".
А позиция Константина Чекушина выглядит так: "Удобный общественный транспорт, интегрированные поезда" — это пустые слова, которые звучали и в предвыборное время. Проблему загруженности центра автомобилями решат только построенные объездные дороги. И ключевым мне в этом видится именно северная магистраль, которая очень дорогая и поэтому про нее мало говорят. Она бы замкнула кольцо вокруг Риги. И это был бы прорыв. Все остальное — это как мертвому припарки..."
Впрочем, не только о личном, но и об общественном транспорте шла речь. Планами поделился мэр города: "Будут не новые, но обновленные линии пятого и седьмого трамваев. Тут проект есть, и деньги будут. Будет новая линия метробуса, которая соединит Земитаны с IKEA — через Пурвциемс и Плявниеки. Лучшим решением был бы трамвай, но автобус намного дешевле, а в будущем там можно будет и трамвай построить".
Депутат оппозиции оспаривает выдвинутые приоритеты: "Проект обновления 5 и 7 трамваев - это проект из прошлого. Там идет европейское софинансирование, поэтому грех не воспользоваться. Это и деньги в экономику, и обновление. Метробус — это будет памятник думе этого созыва: как бездумно потратить с неба свалившиеся деньги, когда у тебя нет продуманных проектов. Участок, по которому пойдет линия, вполне нормально обеспечивается существующим общественным транспортом. Узлы, которые будут соединены - Дрейлини (6 тысяч человек примерно) да Пририжье с той стороны, где люди вряд ли пересядут на общественный транспорт. Это еще где-то 12 тысяч человек. За 40 с чем-то миллионов евро не решается ничего серьезного в рамках города".
Девушки - Sputnik Латвия, 1920, 22.04.2021
Сначала лавочки, а навесы потом: Рига нашла замену исчезнувшим остановкам
И, наконец, вопрос об остановках, которые вдруг начали исчезать с городских улиц. О причинах рассказал Мартиньш Стакис: "Хочу извиниться за эту историю, но она лишний раз доказывает, какой хаос был в Рижском самоуправлении. В начале 2000-х там заключили договор — никто уже не знает, кто это сделал, но условия были такими: если заканчивается договор на рекламу — владелец рекламного места может снести остановку. Таких было сто. Мы готовы построить их заново — уже все заказали, работы закончат к концу этого года. Также есть подобный договор от 2008 года по поводу 300 остановок, и еще один с 2004 года — на 150 остановок. К этому процессу мы уже будем заранее готовиться. Все это наследство стало сюрпризом для многих. В том числе для меня".
Иначе на ситуацию смотрит представитель оппозиции думы: "Вообще-то это классический случай PPP (private public partnership). Город не тратит ни копейки. Частники делают свою работу и получают потом прибыль. У города проблем меньше, частный бизнес задействован. Все довольны. Непонятна позиция мэра - он против такой модели или за? Детали истории не раскрываются, поэтому мы можем только гадать, кто и с кем не смог договориться, а потому придется строить новые остановки за счет города".

О сокращениях в школах

Актуальным остается вопрос о возможном сокращении числа школ в столице. Будет ли происходить этот процесс? Мнение мэра города: "Тут все зависит от количества детей в школах. Если оно становится меньше, чем указано в правилах кабинета министров, то, конечно, мы будем вынуждены продолжать оптимизацию. Но это не наша основная цель. И COVID с этим никак не связан".
Мнение депутата Чекушина: "Я считаю простую математику в данном вопросе недопустимой. Вопрос существования школы — это должен быть всегда консенсус между городом, родителями и администрацией школы. Чтобы этот разговор происходил - должна быть непосредственная заинтересованность города слышать школу и родителей. Сейчас это не происходит".

О квартирах, дворах и дорогах

Состояние жилого фонда в городе постепенно становится проблемой. Самые "молодые" советские многоэтажки имеют возраст 30 и более лет, а многие здания в центре Риги разменяли вековой юбилей. Количество новостроек несопоставимо мало, а квартиры в новых домах не по карману большинству рядовых жителей столицы. Как позаботится Рига о жилом фонде, рассказал мэр города: "Министерства экономики и регионального развития разрабатывают основные направления доступа к фондам на обновление жилья. Мы участвуем в процессе, чтобы, когда все заработает, Рига могла приобщиться. У нас большие планы на утепление около 3000 домов, на что требуются миллиарды — их просто так не дадут, надо будет оформить займ. Мы готовы".
Константин Чекушин предлагает обратить внимание на другие источники средств: "Уже сейчас мы могли бы получить деньги из RRF — средства, которые Латвии выделяют на преодоление последствий кризиса из-за пандемии. Но Рига оказалась не готова. Более того, временная администрации урезала программу помощи жильцам, убрав правила, по которым самоуправление выделяло софинансирование для восстановления жилых домов с 2017 года. В новых правилах размер софинансирования ограничен — на утепление дома жители смогут получить до 50 000 евро, а на ликвидацию опасного состояния в доме — только до 30 000 евро".
Двор в рижском районе Плескодале - Sputnik Латвия, 1920, 24.04.2021
Минэкономики Латвии выделит деньги на развитие придомовой территории: кому и сколько
Мэр Мартиньш Стакис коснулся в интервью и планов по благоустройству внутренних дворов в микрорайонах: "Есть три вида дворов. Некоторые принадлежат самоуправлению — на них есть фонд: в этом году отремонтируют уже 30 дворов. Есть часть дворов, в которых дома и земля принадлежат жителям. В этих случаях, если на один двор приходится несколько больших домов, то им трудно между собой договориться — дума может предложить им медиацию, помощь в переговорах. В частности, в этом могут поспособствовать новые Центры жителей микрорайонов. Самый сложный вариант, когда квартиры принадлежат одним хозяевам, а земля и дворы — другим. Тут Рижская дума ничего не может сделать. Мои советники работают над тем, чтобы была форма, как помочь. Возможно, придется идти в Сейм с нашими предложениями".
Константин Чекушин комментирует слова мэра следующим образом: "Проблемы со дворами описаны корректно. Но утерян очень важный момент: ремонт не просто двора, а дороги общего пользования. Эти дороги часто имеют вид, будто не ремонтировались с времен бомбежек после Второй мировой. И эта проблема вполне имеет решение. Муниципалитет должен взять на себя ответственность и оформлять сервитутный статус таких участков, после чего ремонтировать. Половина внутридворовых проблем — это именно проблемы дорог. И только вторая половина - благоустройство территории".
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
Международный
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
ԱրմենիաՀայերենАрмянскийАҧсныАҧсышәалаАбхазскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社中文(简体)Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社中文(繁体)Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский