Как на границе Беларуси с Латвией ищут контрабанду

© Sputnik / Виктор ТолочкоСобаки на таможне
Собаки на таможне - Sputnik Латвия, 1920, 13.04.2021
На белорусско-латвийской границе таможенники неоднократно изымали крупные партии наркотических средств
РИГА, 13 апр - Sputnik. В пункте пропуска "Силене-Урбаны" на латвийско-белорусской границе завершена масштабная реконструкция. Теперь здесь все удобно и комфортно для законопослушных граждан и весьма неуютно тем, кто пытается провести контрабанду, рассказывает Sputnik Беларусь.

От вагончиков до масштабной реконструкции

История этого пункта пропуска началась в 1994 года с небольших вагончиков, в которых ютились и таможенники, и пограничники. Грузовой поток через границу в этом месте был небольшой, да и увеличить его объективно не было возможности.
Очередь из большегрузов на границе - Sputnik Латвия, 1920, 22.11.2020
Очередь более тысячи фур: проезд грузовиков между Латвией и Беларусью снова затруднен
В 2012 году началась поэтапная реконструкция "Урбанов". На тот момент пропускная способность пункта была 270 транспортных средств в сутки. В активную стадию реконструкция вошла с 2017 года. Во время строительно-монтажных работ оформление автомобилей не прерывалось ни на один день.
В декабре 2020 года реконструкция была полностью завершена. Сейчас пропускная способность "Силене-Урбаны" увеличена до 1000 автомобилей в сутки. Правда, из-за пандемии COVID-19 поток уменьшился примерно до 360 автомобилей. В абсолютном большинстве это – фуры. Порядка 60% грузов следует в Беларусь, 35% – в Россию и 5% – в Казахстан.

Увидеть все

В конце октября прошлого года в пункте пропуска "Урбаны" белорусские таможенники обнаружили 668 килограммов гашиша. Наркотик был спрятан среди бочек с пестицидами. Контрабандисты, наверное, полагали, что ни одному здравомыслящему человеку не захочется передвигать тяжеленные бочки и дотошно проверять весь груз, да и служебная собачка вряд ли унюхает наркотик среди огромной партии химикатов. У белорусских таможенников были свои соображения на этот счет: они направили автомобиль в специальный бокс, где установлен инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК).
Начальник отдела проведения операций таможенного контроля Витебской таможни Сергей Барташевич показывает, как результаты сканирования выглядят на мониторе:
"Обратите внимание: весь груз окрашен одним цветом и только в середине партии есть участок, который чуть темнее. На него наши аналитики как раз и обратили особое внимание".
© Sputnik / Виктор ТолочкоСпрессованное вещество, выделенное на мониторе - и есть тот самый гашиш
Спрессованное вещество, выделенное на мониторе - и есть тот самый гашиш - Sputnik Латвия, 1920, 01.06.2021
Спрессованное вещество, выделенное на мониторе - и есть тот самый гашиш
Среди бочек таможенники обнаружили тщательно упакованные коробки. Вызвали кинолога с собакой, которая среагировала так, как и должна при обнаружении наркотика. Выяснилось, что в коробках находится примерно 3,3 миллиона доз гашиша, общая цена которых на черном рынке составляет около 13,4 миллиона долларов. Груз следовал из Риги в Россию.
И это далеко не единственный случай обнаружения наркотиков на границе. Несколько лет назад таможенники нашли в автомобиле, прибывшем в "Урбаны" из Латвии, 355,5 килограммов гашиша, задекларированного как "кормовые добавки".
Из свежего – в феврале нынешнего года обнаружено более 50 кг гармина, относящегося к опасным психотропным веществам и запрещенного на территории как Беларуси, так и всех соседних государств, включая Россию, куда груз следовал под видом иранских специй.

Всевидящее око

Сергей Барташевич вновь предлагает пройти квест: "Найди лишнее". Всматриваемся в изображение на мониторе. На первый взгляд все в норме. Специалист подсказывает: "По документам везли мебель". "Ах вот оно что! А при чем здесь вот это, похожее на большие вазы?" Начальник отдела проведения операций таможенного контроля улыбается: "Среди наборов мебели был тщательно замаскирован антиквариат: часы, вазы, люстры".
Еще одна задачка: на дно автофургона водитель уложил деревянные бруски. Что такого, скажете вы? На самом деле это тоже попытка схитрить: сканер распознает, что в грузовике в этом месте нет полости, и в следующий раз можно уложить туда все, что угодно, любую контрабанду.
Привычный досмотр автотранспорта сотрудниками таможни никто не отменял - человек с его опытом, профессиональными знаниями и навыками, чутьем и интуицией по-прежнему остается главным действующим лицом на границе. Но сегодня таможенники все чаще и чаще работают не "на глаз и на ощупь" – им на помощь пришло современное оборудование, в том числе высокотехнологичное.
© Sputnik / Виктор ТолочкоПолученную картинку можно увеличить и каждую деталь рассмотреть в подробностях
Полученную картинку можно увеличить и каждую деталь рассмотреть в подробностях - Sputnik Латвия, 1920, 01.06.2021
Полученную картинку можно увеличить и каждую деталь рассмотреть в подробностях
Досмотр грузовых автомобилей в ручном режиме – дело, как правило, долгое, нудное, неинтересное для всех: водителей, грузчиков, таможенников. А если доходит до разгрузки-загрузки, время оформления затягивается, грузоотправитель и грузополучатель нервничают.
Сейчас процедура определения, что перемещается через границу, занимает минут 10, максимум 15: во многих пунктах пропуска работают инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК).
ИДК – это сканирующая система для быстрого и эффективного досмотра грузов, перевозимых на транспортных средствах и в контейнерах. Работа комплекса основана на использовании ионизирующего (рентгеновского) излучения, позволяющего получить на экране монитора высококачественное изображение досматриваемого транспортного средства и груза.
Это примерно то же самое, что "просветка" чемоданов и сумок в аэропорту. Только здесь без вскрытия и разгрузки сканируются большегрузные автомобили. Полученную картинку можно увеличить и каждую деталь рассмотреть в подробностях.
© Sputnik / Виктор ТолочкоНачальник таможенного поста "Урбаны" Константин Троцюк
Начальник таможенного поста Урбаны Константин Троцюк - Sputnik Латвия, 1920, 01.06.2021
Начальник таможенного поста "Урбаны" Константин Троцюк
Как пояснил начальник таможенного поста "Урбаны" Константин Троцюк, ИДК помогает ускорить процедуру досмотра автотранспортных средств, создать благоприятные условия для участников внешнеэкономической деятельности и вместе с тем поставить надежный барьер на пути перемещения через государственную границу оружия, наркотиков, взрывчатых веществ и незаконных мигрантов.

Не опасны ли ИДК?

В "Урбанах" для ИДК возведен специальный ангар из железа и бетона. Все сделано основательно. Посторонний к ангару не пройдет: территория огорожена и постоянно находится под прицелом видеокамер.
Что касается излучения, которое применяется для сканирования автомобилей, то технология устроена так, что для водителя, сотрудников таможни, груза, окружающей среды никакого вреда не наносится. Радиационный фон остается естественным. Повсюду развешаны автоматические дозиметры и прочие умные приборы. Если вдруг что-то пойдет не по правилам, предусмотрены различные варианты аварийной остановки комплекса.
© Sputnik / Виктор ТолочкоИДК установлен в специальном ангаре
ИДК установлен в специальном ангаре - Sputnik Латвия, 1920, 01.06.2021
ИДК установлен в специальном ангаре
Во время работы ИДК в самом ангаре люди отсутствуют: водителя приглашают в отдельное помещение, оператор таможни тоже находится на удалении у компьютера, куда поступают данные со скана.
Как рассказали в пресс-службе Государственного таможенного комитета Беларуси, в прошлом году с использованием инспекционно-досмотровых комплексов выявлено порядка 1,3 тысяч нарушений таможенного законодательства. Экономическая целесообразность эксплуатации ИДК составила 42 рубля на один рубль затрат.
Однако не все можно измерить деньгами: выявленные и задержанные наркотики, конечно, не идут в доход государству, но это – спасенное кому-то здоровье, а, возможно, и жизнь. Да и сам факт наличия в пункте пропуска ИДК – это стоп-сигнал для потенциальных нарушителей, что бы они ни везли: взрывчатку или оружие.
В "Урбанах" есть и другие технические средства таможенного контроля: стационарные и переносные металлоискатели, портативные дозиметры с гамма- и нейтронными улавливателями, детекторы для проведения экспресс-анализа для обнаружения следов наркотических и взрывчатых веществ.
Как рассказал сотрудник отдела технических средств таможенного контроля, связи и вычислительной техники Константин Угоренко, арсенал того, что помогает быстро, качественно и эффективно досмотреть любое транспортное средство, обширный. Для того чтобы таможенники владели ими в совершенстве, а также постоянно повышали уровень своих знаний, ГТК регулярно проводит обучающие занятия.
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала