РИГА, 29 мар — Sputnik, Алексей Стефанов. Наталья Севидова в журналистике с 1975 года. За годы работы была и заместителем главного редактора ежедневной газеты, и главным редактором еженедельника, а сейчас вышла на пенсию, со стороны наблюдает за ситуацией в СМИ и с сожалением констатирует: русская пресса фактически утратила какое-либо влияние в республике.
О задержании коллег из Sputnik и Baltnews
"Я расцениваю это как акции устрашения, такие - показательные акции, - говорит Севидова. - Журналист сотрудничает со Sputnik или Baltnews, у него официальный договор. И не с одним из бенефициаров агентства, а со всем агентством "Россия сегодня". Но оно же не является незаконным. Соответственно, у моих коллег есть договор с этим массмедиа. Так зачем нужны были такие меры? Вы считаете, что это враждебное для нас массмедиа? Россия рассматривается, как недружественная нам страна? Коллеги сотрудничают с агентством из враждебной страны? Ладно. Тогда заявите об этом!"
Кроме того, она призывает спецслужбы в таком случае не слепо задерживать журналистов и устраивать у них обыски, а для начала посмотреть, что именно они пишут. Можно ли расценивать их работы как враждебные и антигосударственные.
"Вот, например, Андрея Яковлева я знаю как человека исключительно вежливого, пунктуального, который никогда не допустит никаких легковесных оскорбительных высказываний. Он излагает факты, может их комментировать, но это всегда будет корректно. Было бы логично с точки зрения нормальных человеческих отношений, этики, да и государственного подхода сделать какие-то предупреждения людям. И если журналист, предположим, пишет что-то антигосударственное, что само по себе звучит не очень реально, можно наложить на него штраф", - уверена она.
Наталья Севидова осуждает все "эти маски-шоу с заламыванием рук, изъятием каких-то якобы вещдоков, включая планшеты и телефоны детей". Это совершенно дико, говорит Севидова, добавляя при этом, что все это в русле закручивания гаек. "Здесь зачищается пространство, и надо, чтобы русскоязычное население особо не высовывалось".
О русскоязычной общине Латвии
"Мы с вами говорим о событиях последнего времени – задержании журналистов. Но началось все еще со Штаба защиты русских школ (был образован в 2004 году, протестовал против перевода среднего образования на латышский язык обучения – ред.), когда спустя время начали потихоньку прессовать активистов и выдавливать их из страны, а оставшимся осложнять работу в бизнесе. Это привело к тому, что сейчас русскоязычная диаспора уходит в свою раковину. Это частная жизнь - только моя работа, моя семья, мои интересы, мое окружение. Но это же фактически минус для государства, что часть населения страны выпадает из гражданского общества", - уверена Наталья Севидова.
Активная позиция, участие в различных организациях – отнюдь не политических, а любых, высказывания своего мнения на референдумах, опросах – все это осталось для русскоязычного населения в прошлом, считает журналист. "Мы стараемся от всего этого отойти. Вот и получается, государство у нас само по себе, а мы, русскоязычные жители Латвии, сами по себе", - заключает она.
О будущем русской прессы Латвии
Наталья Севидова считает, что тиражи русской прессы Латвии будут постепенно сокращаться, потому что основными потребителями газетной продукции стали люди в возрасте.
"В свое время, поскольку "Вести Сегодня" была самой многотиражной газетой, любое острое выступление и мнение на ее станицах вызывали резонанс. И официальные власти реагировали. Сейчас, мне кажется, для латвийского истеблишмента газета "Сегодня" не существует как явление. Это остался такой продукт для людей, которые прожили свою основную жизнь в ХХ веке", - вздыхает Севидова.
Но изменились и сами русские газеты, говорит она о последней ежедневной и нескольких еженедельниках. Пресса теперь просто интерпретирует в расширенном формате какие-то факты, события, но в них практически отсутствуют оценка и, самое главное, анализ каких-то событий, тенденций.
Блокировка вещания российских телеканалов Наталью Севидову никак не затронула, так как выручает интернет.
"Здесь есть официальная история, официальный взгляд на развитие событий до и после Второй мировой войны, Латвия свое информационное пространство старается закрыть от каких-то чуждых влияний. На Западе примерно так же все оценивают, поэтому их каналы можно смотреть. А в России совершенно иная позиция. Поэтому как всякое государство Латвия старается оградить своих граждан от чужого влияния. Это все логично. Плохо, что люди, которые привыкли к анализу и получению информации из разных источников, но не сильны в интернет-технологиях, пострадают", - считает Севидова.