РИГА, 24 мар — Sputnik, Алексей Стефанов. Задержание журналистов, которые сотрудничали со Sputnik и Baltnews, это попытка министра внутренних дел Латвии Сандиса Гиргенса укрепить свои позиции в правительстве и привлечь к себе внимание. Об этом в интервью Sputnik Латвия рассказал член парламента, журналист Николай Кабанов.
Николай Кабанов работает в прессе с начала 90-х годов и журналистов, которых в конце прошлого года задерживали и обыскивали сотрудники латвийской Службы государственной безопасности, изымая электронные носители информации, компьютеры и смартфоны, знает лично. Акция, устроенная спецслужбами, ему очень не понравилась.
"Безусловно, нужно учитывать контекст того противостояния, которое сейчас идет между Россией и Западом. В РФ существует практика называть (присваивать статус – ред.) конкретные СМИ иностранными агентами (введенная в ответ на подобную практику в США – ред.), в Латвии такого порядка пока нет, но при этом создается нетерпимая обстановка вокруг журналистов, работающих на "вражеские СМИ". Поэтому здесь нужно подходить с критериями законности и нейтральности", - уверен Кабанов.
Парламентарий считает, что этой акцией против журналистов министр внутренних дел Сандис Гиргенс пытался укрепить свою роль в правительстве. "Так или иначе, все закончилось более-менее корректно и нейтрально, и я думаю, так будет и впредь. Но подобные акции ненависти проводятся время от времени - сейчас ожидать другого не приходится".
В то же время про реакцию большинства латвийских сотрудников медиа, как будто не заметивших задержания коллег либо положительно оценивавших ситуацию словами "наконец-то" или "так и надо", Николай Кабанов говорит, что "каждый то или иное событие оценивает в силу своих этических соображений".
"Лично я говорил, что негативно к этому отношусь, и заявил об этом в социальных сетях", - отмечает депутат Сейма.
Продолжение кампании против русского языка на ТВ
В феврале Национальный совет по электронным СМИ активно боролся с трансляцией на территории Латвии российских телеканалов. Было принято решение запретить на год ретрансляцию канала "Россия-РТР". Затем - ретрансляцию еще 16 телеканалов, в число которых попали REN TV Baltic, множество продуктов телекомпании НТВ, а также "Киномикс", "Наше новое кино". Под удар неожиданно попали "Индийское кино" (фильмы идут на русском языке – ред.) и детский канал "Карусель". Если учесть, что ранее санкции применялись еще и в отношении Первого Балтийского канала (транслирует российский Первый канал), налицо особое внимание к телевидению РФ.
"Мы вызывали руководство Национального совета по телевидению и радиовещанию Латвии для встречи с фракцией "Согласия", в которой я состою. Я был инициатором и делал заявления по этому поводу", - рассказывает Кабанов.
Встречу он называет интенсивной, обмен мнениями полезным, но только весь позитив ограничился зданием парламента. Поскольку глава Нацсовета Иварс Аболиньш продолжил гнуть свою линию и рекомендации законодателей не учел.
"То, что господин Аболиньш не внял нашему вниманию, показывает самый последний случай – штраф, наложенный на Первый Балтийский канал за передачу о здоровье. Это вообще находится за гранью понимания, каким образом Национальный совет по электронным СМИ трактует содержание передачи доктора Александра Мясникова (известный российский врач - ред). Я не думаю, что Аболиньш лучше разбирается в медицине, чем Мясников. Поэтому полагаю, что здесь идет такая вендетта с Первым Балтийским каналом. Это не делает чести Национальному совету", - говорит депутат Сейма.
Хотя в период эпидемии коронавируса именно традиционные СМИ "показали пример более адекватного реагирования на этот феномен, поскольку условно-медленные медиа обладают таким качеством, как верификация", уверен журналист. По его мнению, в социальных сетях любой слух и непроверенная новость сразу же становятся достоянием широкой публики.