РИГА, 12 мар — Sputnik, Дмитрий Олейников. Сейм Латвии большинством голосов переизбрал на третий срок нынешнего омбудсмена Юриса Янсонса. Все прошло спокойно: достойных конкурентов не оказалось, неудобных вопросов на дебатах тоже не поднимали.
Впервые на пост главного по правам человека Юриса Янсонса назначили 10 лет назад - 17 марта 2011-го, затем, в 2016 году, он был переизбран, а в четверг парламент вновь продлил его полномочия. За проголосовали 68 депутатов, 24 были против. Противниками Янсонса были представители фракции KPV LV и новых консерваторов, у каждой из этих фракций были свои претенденты на этот пост.
Так, KPV LV выдвинула кандидатом нынешнего парламентского секретаря министерства благосостояния Кришса Липшанса, консерваторы предложили выбрать председателя думы Талсинского края, юриста Эдгарса Зелдериса. В итоге Липшанс заручился поддержкой всего 8 депутатов (то есть даже не всех депутатов фракции KPV LV), а за Зелдериса проголосовали 15 парламентариев.
Интересно, что, как и в случае второго кадрового назначения на этом пленарном заседании, когда в суд Сатверсме была утверждена декан юридического факультета Латвийского университета Анита Родиня, определяющую роль сыграли голоса депутатов оппозиции.
Юрис Янсонс получил поддержку всех остальных фракций парламента, в том числе "Согласия" и Национального объединения. За что его поддержало Национальное объединение, на дебатах сообщил депутат Ритварс Янсонс: "Мы оценили деятельность омбудсмена во многих сферах, в том числе его заботу об устранении вопиющего нарушения прав человека – дискриминации латышей на рынке труда, когда необоснованно и безосновательно у латышей требовали обязательное знание иностранных языков, требуя даже в том случае, если на рабочем месте иностранный язык не нужен… В 2018 году, когда Национальное объединение подало в Сейм поправки к закону о труде, отменяющие эту дискриминацию, омбудсмен был единственным, кто счел требование знания иностранных языков дискриминацией…"
Депутат от "Согласия" Андрей Клементьев позитивно оценил работу омбудсмена, правда, в решении не языковых, а социальных вопросов: "Хочу сказать, что Юрис Янсонс доказал, что он не боится ничего. Ни правящей коалиции, ни премьер-министра, ни, например, министра благосостояния. Он очень смело направил четыре иска в суд Сатверсме и выиграл дела. Он первый, кто добился многомиллионных инвестиций в социальную сферу, добился того, что люди в этом году получат очень большую прибавку к своим минимальным доходам. Гарантированный минимальный доход, минимальные пенсии, пенсии по инвалидности в этом году получат в большем размере именно потому, что омбудсмен победил в суде Сатверсме, а не потому, что министр благосостояния активна, заботится о своей сфере и получила эти деньги в министерстве финансов, и не потому, что премьер-министр считает, что социальная сфера – наш приоритет…"
Вита Анда Терауда, депутат объединения "Для развития/За!", также выделила социальные достижения омбудсмена, однако заявила, что впереди у него еще много работы: "Почему уже 30 лет звучат обвинения международных организаций о несоответствующих условиях содержания людей в учреждениях закрытого типа? По-прежнему нет адекватных ответов исполнительной власти. Мы ждем в будущем энергичных действий омбудсмена, чтобы эти обвинения в адрес Латвии, наконец, можно было бы снять с повестки дня международных организаций".
И даже политические оппоненты омбудсмена Янсонса вынуждены были признать его профессиональные качества, выдвигая в качестве обоснования причины замены лишь желание произвести кадровые изменения в Бюро омбудсмена. Это, по сути, признала депутат от консерваторов Дагмара Бейтнере–Ле Галла: "… Я думаю, здесь нужен человек с новой энергией, новыми взглядами, который помог бы продемонстрировать обществу, что мы движемся в правильном направлении с новыми кандидатами, с новыми людьми, которые могут внести изменения в эту очень важную сферу… Призываю поддержать Эдгарса Зелдериса именно потому, что за ним не стоит ни одна политическая сила, он – политически нейтральный кандидат. Янсонс за 10 лет уже сросся с политическими партиями, и ясно видна его связь как минимум с двумя из них".
Насколько нейтральным может быть председатель думы, выдвигаемый на новый пост политической партией, – депутат не поясняла.
Результат оказался очевидным – достойной конкуренции Янсонсу не нашлось. Равно как было очевидно и то, что тему нарушения прав неграждан Латвии на выборах омбудсмена никто поднимать не собирается, видимо, чтобы не портить общей картины и каких-либо договоренностей по кандидатам, если таковые и были.
Тема преследования журналистов в Латвии, сотрудничающих с российскими СМИ, также не поднималась – хотя, казалось бы, важный вопрос для обсуждения задач Бюро по правам человека.
Интересно, что выборы омбудсмена нанесли очередной удар по единству в рядах KPV LV. После голосования за назначение омбудсмена депутат Эрикc Пуценс заявил, что оставляет пост заместителя председателя фракции, поскольку даже не все депутаты фракции поддержали выдвинутого ею кандидата: "Если товарищам по фракции не удается оставаться едиными в такие моменты, когда необходимо поддержать своих, то я не вижу возможности продолжать работу в руководстве фракции". Он также пообещал в дальнейшем активнее пользоваться правом депутата голосовать "по совести", то есть порой вопреки официальному мнению фракции.