РИГА, 11 мар — Sputnik, Владимир Дорофеев. Дума Екабпилса не знает, где взять денег на подъем утопленной в Даугаве пушки с советского мемориала, депутат от "Согласия" Андрей Гаврилов готов помочь.
Как сообщила Госполиция на этой неделе, ей удалось идентифицировать трактор, с помощью которого был вырван с постамента памятник-пушка, и выяснить, в каком именно месте злоумышленник мог сбросить пушку в Даугаву.
При этом исполнительный директор Екабпилсского самоуправления Гунтарс Гогулис заявил, что денег на подъем пушки у думы нет.
Sputnik Латвия задался вопросом - сколько же стоит подъем пушки из реки и действительно ли самоуправление настолько бедно?
– Мы с товарищами согласны поднять ее бесплатно, – рассказал профессиональный водолаз Сергей Кириленко. – Пушка весом почти в тонну – не пушинка, ее не может далеко унести течение. Если ее там выбросили, мы ее найдем. Закинуть далеко ее не могли, глубина Даугавы в районе Екабпилса небольшая, берег пологий. Маловероятно, чтоб трактор выезжал на середину реки. А если кидал с берега, то далеко кинуть не мог – это глубина метров 6 всего, максимум. В общем, нам нужно только вчетвером с ребятами из клуба Poseidon доехать с техникой из Риги до Екабпилса, ну и поесть после погружения под лед. Вопрос 70 евро, не более.
– Говорить о таких суммах просто смешно, – заверил депутат думы Екабпилса Андрей Гаврилов ("Согласие"). – Не найдет деньги исполнительная дирекция, найдет партия. Главное, чтоб полиция показала конкретное место.
Политический контекст
Примечательно, что самоуправление "обеднело" после того, как фактически руководство городом перешло к вице-мэру Кристине Озоле – единственному депутату от Нацблока (партия на выборах 2017 года набрала только 17% голосов). С этой дамой связан скандал 2017 года – за поддержку нового мэра Райвиса Рагайниса она получила в самоуправлении хлебную должность советника.
Екабпилсская региональная партия набрала 22% и провела в думу троих депутатов, один из которых, Леонид Салцевич, был несменяемым мэром города с 1997 года. Сменил его "зеленый" Рагайнис, чья партия взяла 14,5% голосов. Впрочем, в 2019 году его свергли, в том числе и при поддержке Озолы. После этого кресло мэра занял Айварс Крапс, однопартиец Салцевича, который, в свою очередь, в конце января отказался от кресла мэра после коррупционного скандала.
А что же "Согласие"? На выборах 2017 года партия получила почти 17% голосов и провела в думу двоих депутатов. Сейчас они являются членами финансового комитета думы, а Бронислав Ивановский также входит в комитет развития и народного хозяйства.
Культурный контекст
Украденная вандалом пушка была уставлена в память командиров-артиллеристов 130-го гвардейского Латышского корпуса, погибших на передовой рядом с рядовыми бойцами в битве при Айвиксте.
Тем не менее в сознании многих латвийцев пушка является "памятником оккупационного режима". Что ж, налицо историческая трагедия. Внуки плевать хотели на волю дедов, освободивших Латвию от нацистов, и предпочитают чтить память других предков, тех, что воевали на стороне Гитлера.
Часто говорится, что они воевали за Латвию. Это неправда - легионеры воевали за сторону, которая планомерно уничтожала население Латвии, в том числе и латышей. Руководство бывшей территории Латвии называлось рейхскомиссариат Остланд, существовали конкретные планы по порабощению населения. Десятки тысяч жителей Латвии были вывезены в Германию как бесплатная рабочая сила, сотни тысяч уничтожены. Права латышей на своей земле были усечены. Такова Латвия, за которую воевали легионеры.
От нацистов и их прислужников Екабпилс освобождал 130-й гвардейский Латышский корпус. Один из трех командиров, похороненных под памятником-пушкой, Гавриил Шарикалов, был начальником артиллерии корпуса с начала его формирования. Корпус на 70% состоял из латышей.
Установленное над могилой 76-мм орудие, украденное вандалом, - такое же, как те, которыми воевали артиллеристы 130-го корпуса. Это память о воинах-освободителях. Тот, кто предает память 130-го корпуса, воюет с памятью латышей.