РИГА, 8 мар — Sputnik, Дмитрий Олейников. На этой неделе правительству, возможно, придется принять одно из самых непопулярных решений последнего времени. По неофициальной информации, стремясь, наконец, предотвратить распространение COVID-19, кабинет министров пойдет на введение локдауна на один месяц.
Принесет ли это ожидаемый результат? Возможно. Но с еще большей гарантией можно говорить о том, что подобная мера еще более уронит доверие общественности к правительству и премьер-министру Кришьянису Кариньшу.
Подобные настроения в парламенте высказываются открыто и публично. Так, накануне, в Сейме обсуждали запрос, подготовленный депутатами оппозиции "О неспособности премьер-министра обеспечить стратегическое управление в кризисной ситуации". Депутаты оппозиции не стеснялись в выражениях, характеризуя деятельность правительства и премьера, в частности.
Решений в стратегии нет
Депутат Любовь Швецова, говоря о стратегии борьбы с пандемией, разработанной правительством, заявила: "Ваше сообщение для СМИ об утверждении стратегии звучало следующим образом: "Сегодня правительство приняло важные решения, которые обеспечивают понятную обществу стратегию ограничения распространения пандемии COVID-19, с ясными сценариями, которые позволят как правительству, так и обществу лучше подготовиться к различным возможным ситуациям…". Каков результат этих сообщений? Из доступной информации и инфографики делаем вывод, что стратегия предусматривает лишь запреты, причем, конкретный план по отраслям будет разработан позже. О необходимых человеческих ресурсах в медицине, в учреждениях социальной опеки, об аппаратах искусственной вентиляции легких, о необходимых ресурсах для обеспечения удаленного процесса обучения, в стратегии ничего нет. Делаем вывод, что данная стратегия была разработана некачественно и не содержит решений проблем в нашей стране. Незаметна качественная и сплоченная работа министерств, направленная на достижение общих целей. И все данные о заболеваемости, о смертности, это подтверждают".
Депутат Юлия Степаненко сделала акцент на характеристике одного, ключевого министерства в борьбе с пандемией: "Чиновники Министерства здравоохранения продолжают обсуждать инициативы, продолжают закрывать рот всем, кто выходит с каким-либо предложением. Конкретный пример – удушение спорта. Мы видим, что более месяца назад Сейм проголосовал за решение дать поручение Кабинету министров начать постепенное "открытие" этой отрасли. Министерству здравоохранения и Министерству образования было поручено договорить о протоколах безопасности, чтобы дети и подростки, наконец, смогли хотя бы понемногу заниматься спортом, хотя бы в отдельных видах спорта. И что мы видим? Мы видим, что премьер-министр за месяц даже пальцем не пошевелил, чтобы свести вместе этих двух очень неоднозначных министров, чтобы они договорились о том, как помочь детям выжить в это время".
На бездействие премьера указал в своем выступлении депутат Эдгар Таварс: "Еще год назад мы написали премьер-министру, а также президенту страны, что если вы не способны профессионально руководить во время кризиса, то создайте профессиональный центр управления, который профессионально решит об ограничениях или о поддержке, необходимой медицине или народному хозяйству. То что мы видим (в работе правительства) – это такие непрофессиональные дебаты, на которые просто стыдно смотреть…"
Таварс призвал коллег из коалиции сказать премьер-министру, чтобы он пришел в парламент и объяснил, что сделано и как Латвия будет выходить из кризиса.
"Мы читаем сегодня, это то, что вторая волна уже успокоилась, но теперь вроде как будет третья, которая будет гораздо больше, чем предыдущие. О чем мы говорим? В школы можно ходить или нельзя? Просто какой-то бардак, хаос и просто… недостаточно культурных слов, чтобы описать эту ситуацию, которая происходит в нашей стране", - возмущается Таварс.
Депутат Ивар Зариньш охарактеризовал стиль работы правительства следующим образом: "Стратегия очень проста. Правительство делает все, что хочет, как понимает и как не понимает, а Сейм слепо и послушно все утверждает – такая стратегия этого правительства, как решать кризисную ситуацию… Так что, в результатах, возможно, виноваты мы все. Не то чтобы Кариньш считал всех овцами для стрижки, но так получилось, что общество стало такими овцами. И если есть овцы, то, как учит народная мудрость – есть овцы, будут и те, кто их стрижет".
Депутат Янис Адамсонс привел следующие исторические факты: "В 2018 году конференция Комитета безопасности Балтийской ассамблеи была посвящена кризисным ситуациям. Было проведено исследование, в результате которого выяснилось, что нормативная база во всех трех странах Балтии в порядке, однако наша отрасль здравоохранения, в том числе, в Латвии, не готова к кризисным ситуациям. Была принята резолюция, что правительству надо решать эти вопросы. Это было в 2018 году. Потом эта информация была вручена правительству Кришьяниса Кариньша. И что было сделано? А ничего!.. У нас правительство, которое не способно принимать какие-то разумные решения, наша коалиция ничем от него не отличается…"
По мнению Адамсонса, уже давно надо плакать над тем, что происходит с Латвией. Он отмечает, что пару раз складывалось впечатление, что правительство делает все, чтобы сократить число живущих в Латвии людей, в том числе, не покупая вакцины. Почему Латвия на одном из последних мест по всему, что касается вакцинации, интересуется Адамсоснс, отмечая, что если были куплены вакцины, которые стоят гораздо меньше, чем различные пособия и меры по укреплению экономики, общество уже давно могло бы зарабатывать и платить налоги.
"Я не знаю"
Критики в свой адрес премьер-министр удостоился и от депутата Алдиса Гобземса: "Я понимаю, что Кариньшу никто приказы не отдает. Это просто премьер, который как осиновый лист, и который считает, что Евросоюз за него все решит. Я думаю, что в своих мыслях он считает себя не премьер-министром независимой страны, а губернатором какого-то штата США… По сути, позиция Кариньша такова: я не знаю, не могу сказать, нет вакцин, надо упорядочить процесс, придется работать из дома, не придется работать из дома, будут ограничения или не будут, я ошибусь, если скажу. А что будет когда снизится число случаев? Оно опять увеличится. Смысла и целей в этих ограничениях нет никаких".
Сергей Долгополов задал риторический вопрос, адресованный всем депутатам парламента: "Премьер Артур Кришьянис Кариньш руководит или нет этим террариумом товарищей, который зовется "правительством"? Если он возглавляет всю эту власть, то в этом случае, вся ответственность за полезные или бесполезные решения, за активность или бездействие министров, ложится на его плечи. И, естественно, те, кто переживет пандемию, если переживут, оценят усилия господина Кариньша и решат, вручить ему медаль, орден или оценить благодарность в каком-либо ином виде… А если он не возглавляет эту команду, а выглядит именно так, то в этом случае запрос поддерживается".
Дебаты по запросу премьер-министру закончились ожидаемо – депутаты правительственной коалиции, практически, ни слова не сказали в свое оправдание либо в ответ на "обвинения", выдвинутые оппозицией в адрес правительства.
С практически стопроцентной вероятностью можно считать, что запрос оппозиции, переданный в комиссию по запросам, останется там на долгое время, а то и вовсе "сойдет на нет", потеряв со временем актуальность.
Однако, игнорировать очевидное сложно – все эти карантинные меры, порою сказать, не очень логичные, правительству не добавляют ни популярности, ни понимания. И заявления депутатов оппозиции – еще один удар по рейтингу правительственных партий.