РИГА, 1 мар — Sputnik, Зинаида Юшкевич. "Кабинет министров 11 февраля утвердил предложенные Минэкономики "Основные направления национальной индустриальной политики на 2021-2027 годы", охватывающие все направления народного хозяйства и определяющие цели и направления действий для экономического роста в ближайшие 7 лет", - рапортовало ведомство, назначив для обсуждения множество заседаний на уровне профильной комиссии Сейма, с привлечением социальных партнеров.
Однако партнеры на этот раз взбунтовались: на первой же дискуссии по "направлениям" они объявили, что взятый правительством курс не лезет ни в какие ворота. Направить 82% европейских денег через государственные и муниципальные заказы и бросить бизнесу оставшиеся 18% - такой наглости предыдущие кабинеты себе не позволяли.
Особую пикантность ситуации придает то, что меньше половины денег из предлагаемых Еврокомиссией почти 5 миллиардов евро – это гранты (2,43 миллиарда евро). Вторая половина – кредиты, которые надо отдавать (2,48 миллиарда). И, получив 18% денег, предприниматели должны будут полностью покрывать взятые государством долги, подтвердил секретарь народнохозяйственной комиссии Сейма Иварс Зариньш ("Согласие").
Один евро на реальное, девять - на виртуальное
Зариньш пояснил, что рамки в борьбе за экономическое возрождение в постковидном мире определил сам Евросоюз. В процентном соотношении страны-участницы смогут потратить из выделенных денег:
37% - на мероприятия по предотвращению изменения климата;
20% - на цифровую трансформацию;
20% - на преодоление неравенства;
11% - на здоровье;
10% - собственно на трансформацию экономики и реформу продуктивности;
2% - на усиление власти закона.
Брюссель действует в своем репертуаре: только один из 10 евро он разрешает вложить в реальное решение проблемы, из-за которой весь сыр-бор. При этом прозвучало строгое предупреждение: не тратить сверхплановые деньги на решение текущих бюджетных задач, не латать национальные дыры за европейский счет.
Дележка по Паниковскому
По подсчетам Минфина, по программе фонда "оздоровления" (RRF) Латвии причитается 1,65 миллиарда евро субсидий для создания "Механизма оздоровления и устойчивости" (Atveseļošanas un noturības mehānisms, ANM). Правительственная коалиция, похоже, восприняла эту сверхплановую (сверх 7-летнего бюджета ЕС) сумму как приглашение на пир. Прямо как в романе Ильфа и Петрова "Золотой теленок", где Паниковский делил добытые отсутствующим Бендером деньги с простоватым Шурой Балагановым: "Это мне, это вам, это Остапу Ибрагимовичу", где кабмин выступает в роли Паниковского, самоуправления – Балаганова, а предприниматели – отсутствующего Бендера. Себе и Балаганову Паниковский забрал 1,35 миллиарда евро (82%), а Бендеру – 295 миллионов (18%).
Но Бендер, как мы помним, с распределением не согласился. Нечто похожее произошло и с ANM.
Резко против коалиционного плана выступила Латвийская конфедерация работодателей. Во-первых, она потребовала перераспределить в пользу бизнеса 70% денег. Во-вторых, возмутилась тем, что ее предложения к плану ANM, ее понимание возникших в экономике проблем полностью проигнорированы. "Несмотря на декларации о привлечении социальных партнеров к разработке плана ANM/RRF, конфедерация не получила информации о действующих под политическим надзором рабочих группах, в которых объединены делегированные фракциями Сейма депутаты и бюро премьер-министра. В письме от 5 октября 2020 года мы просили включить в эти группы наших экспертов, предоставив представителям гражданского общества возможность комментировать создаваемые документы или их тематические разделы, время для своевременных и качественных консультаций по существу и для подачи предложений, однако получили отписку от Минфина 13 января 2021 года", - указывает конфедерация.
В-третьих, "отдача инвестиций в публичном секторе неясна и не имеет всеобъемлющей экономической оценки", следовательно, нет видения, как Латвия планирует отдать занятые на международных рынках Евросоюзом деньги, каким образом и за счет чего она их заработает. Конфедерация напоминает властям, что Еврокомиссия потребовала проявить влияние сверхплановых инвестиций на такие конкретные параметры, как потенциал развития, создание новых рабочих мест, уменьшение влияния кризиса, неуязвимость. Однако в латвийских планах об этом не сказано ничего.
В-четвертых, конфедерация считает, что правительственные планировщики нарушили требование отделения плана ANM/RRF от текущих бюджетных планов и программ Евросоюза, наоборот: этот план перекрещивается с упомянутыми до смешного: по статье "Преодоление неравенства" (всего 330 миллионов евро) коалиционные мыслители 102,3 миллиона намереваются потратить на дороги, а эту программу в целом соотносят с проведением административно-территориальной реформы. Ни то ни другое с пандемией никак не связано…
Наконец, конфедерация усматривает в разработанном латвийском плане нарушение еще одного европейского правила: публичные расходы не должны выдавливать с рынка частные компании и искажать конкуренцию. По статье "цифровой трансформации" Минфин выделил госуправлению 158 миллионов евро, а частникам – 114 миллионов.
"Вливание такой крупной суммы в госсектор вызовет перетекание ИТ-кадров из частных фирм и раздувание зарплат, - считает Иварс Зариньш. – А в том, что государство контролирует ИТ-проекты, мы неоднократно убеждались. В результате такого "оздоровления" у страны не будет ни работающих ИТ-решений, ни конкурентоспособности на международном уровне, поскольку отток специалистов из частного сектора подорвет его ресурсы".
Восстание ягнят
По-видимому, "ковид-кризис" возымел отрезвляющее действие на социальных партнеров правительства, в которых оно привыкло видеть послушных подпевал, соглашающихся на все законодательные инициативы. Конфедерация работодателей почувствовала ледяное дыхание смерти, хотя экономические показатели страны не кажутся такими уж устрашающими: сборы налогов за 2020 год упали всего на 7%, падения потребления электричества не произошло – а это показатель, что предприятия работают.
"ВВП не показывает падения, которое могло бы быть. Все говорит за то, что ситуация более-менее, - считает экономист Евгения Зайцева. - Но поскольку я много работаю с предприятиями, то знаю, что запас прочности у них иссякает. Самый показательный пример этого – белые флаги, которые вывесили торговые центры".
Явный конфликт между правительством и предпринимательством в лице Конфедерации работодателей произошел впервые: социальный партнер открыто заявил, что требует при принятии решений об инвестициях в общественном секторе оценки их отдачи. Более того, конфедерация требует организации непрерывного мониторинга и моделирования ситуации в народном хозяйстве - с акцентом на вложения в науку и инновации, с переносом в сектора экономики, где наблюдаются самые значительные изменения в данный момент: использование земельных ресурсов, энергетика, транспорт и логистика, здравоохранение. И эту функцию нужно поручить независимым институтам – Банку Латвии или ученым (Совету по продуктивности).
"Из всех средств, которые предусмотрены "планом оздоровления", на науку и инновации запланировано отвести 82,5 миллиона евро, то есть 5% от всей суммы, - указывает Иварс Зариньш. – Это совершенно неприемлемое соотношение для страны, которая намеревается сделать модернизационный рывок. Ведь его можно обеспечить не за счет более дешевого предложения в уже известных товарах и услугах, а за счет совершенно новых товаров и услуг, в которых у нас нет или пока нет конкурентов".