РИГА, 26 фев — Sputnik, Дмитрий Олейников. Омбудсмен Юрис Янсонс представил Сейму ежегодный отчет о работе бюро, из которого следует, что, помимо уже традиционных проблем, присущих латвийскому обществу в области прав человека, появились и новые.
Сразу оговоримся: менее месяца назад Янсонс, выступая в латвийских СМИ, указал на проблему существования института неграждан в стране. Сделал он это весьма дипломатично, ни разу не упомянув в контексте словосочетание "права человека", а приводя исключительно "личное мнение". В свою очередь, в его выступлении перед парламентом термин "негражданин" не прозвучал ни разу.
За год бюро получило 1617 заявлений жителей страны, из которых более половины – 819 – было передано в отдел гражданских и политических прав. 544 заявления касались социальных, экономических и культурных прав, 245 – прав детей. Бюро омбудсмена провело 51 проверку, в том числе 5 – по собственной инициативе. Жителям были предоставлены 5344 консультации: в 16,3% случаев они были связаны с просьбой о предоставлении различного вида информации, 13,4% – связаны с правами на справедливый суд, 10,2% касались вопросов социального обеспечения, 7,3% – прав детей, 6,8% – принципов хорошего управления, 6,4% – прав на неприкосновенность частной и семейной жизни, 4,8% – права на труд, 4,4% – права на образование, 3,6% – прав на собственность, в том числе на жилье.
Минувший год привнес и новшества в работу Бюро омбудсмена. 77 письменных заявлений и 108 обращений по электронной почте получило бюро по поводу возможных нарушений прав человека из-за мер, направленных на ограничение пандемии.
Омбудсмен Янсонс, выступая перед депутатами Сейма, в частности, отметил, что от правительства в условиях пандемии можно было ожидать более высокого качества работы: "Сейчас я могу сделать почти четкий вывод, что правительство не было готово к кризисной ситуации. Хотя с начала наблюдался убедительный прагматичный мониторинг эпидемиологической ситуации, гораздо хуже все обстояло с предоставлением обществу ясной, понятной, объективной и своевременной информации в разных форматах, чтобы она достигала все группы людей, например людей с различными видами инвалидности. Возникло впечатление, что у правительства нет ясного плана, какие действия надо предпринимать при конкретном количестве заболевших, как будет обеспечена доступность здравоохранения, какие мероприятия помощи будут предприняты, если будет ограничена хозяйственная деятельность".
Омбудсмен коснулся и других проблем – это необходимость обеспечения равенства прав и возможностей мужчин и женщин, как в частной жизни, так и в рабочей сфере, прав лиц с инвалидностью на полноценную жизнь, прав детей, прав заключенных на отбывание наказания в цивилизованных условиях. Особенно была выделена социальная сфера.
Крупнейшим достижением бюро в прошлом году Юрис Янсонс назвал четыре победы в Конституционном суде в связи с исками об увеличении минимальных доходов населения. Благодаря этому правительство было вынуждено принять решение о повышении минимального гарантированного дохода в стране, минимальных пенсий, а в этом году ожидается прирост минимальных пенсий по инвалидности. Суммы гарантированного минимума и минимальной пенсии, конечно, еще далеки от цивилизованных, и даже от таких, которые бы позволили человеку вести более-менее нормальное существование, однако первый шаг в этом направлении сделан.
Говоря о влиянии пандемии COVID-19, омбудсмен отметил, что она проявила слабость социальной сферы: "В результате этих вопросов, которые не были решены на протяжении многих лет, многие группы людей оказались в наиболее угрожающем положении из-за пандемии COVID-19". Одна из таких групп – люди, живущие в государственных центрах социальной опеки: "Переживаемая всем миром пандемия ясно продемонстрировала, что именно в учреждениях социальной опеки, где находится большое количество людей, существует наибольший риск массового распространения инфекции, на что указывает и нынешняя статистика".
Среди проблем, вызванных пандемией, согласно полученным заявлениям, были отмечены следующие: неоплачиваемые отпуска, недостаточная защита в условиях COVID-19 или, наоборот, чрезмерные меры предосторожности, которые предприятия требовали от работников, чрезмерные действия работников полиции, вторгавшихся в частную жизнь людей, находящихся на карантине, и другие.
На доклад омбудсмена депутаты парламента отреагировали весьма активно. Так, Даце Рукшане-Щипчинска особенно выделила проблему людей с инвалидностью. Должностные лица постоянно говорят о том, что люди с инвалидностью должны жить в обществе, а не в изоляции, однако действия правительства свидетельствуют об обратном: "Уже 10 лет государство работает над деинституционализацией, что означает обеспечение людей жильем, чтобы люди с инвалидностью могли бы полноценно жить в обществе. Но вместо этого значительные средства госбюджета вкладываются именно в услуги социальных центров, что прямо противоположно целям и сути деинституционализации".
Подавляющее количество проблем, о которых говорит омбудсмен, связано со сферой ответственности министерства благосостояния, заявил депутат Артусс Кайминьш: "Ситуация сейчас следующая: все эти проблемы, которые изложены на 146 страницах доклада омбудсмена, цикличны. Мы на комиссии выслушали этот доклад, и я спросил у господина Янсонса: как он, в принципе, оценивает сотрудничество с министерством благосостояния? Какую оценку, по десятибалльной шкале, он бы поставил министерству? Мне господин Янсонс дипломатично сказал, что он не учитель, но потом признался – "слабо". Что означает "незачет".
Депутаты Сейма высказывали и пожелания омбудсмену. В частности, о том, чтобы он принимал более активное участие в процессе законотворчества. Вот что сказал депутат Сергей Долгополов: "Я искренне хотел бы рекомендовать омбудсмену обратить внимание на такой процесс, который зовется законодательством. Мне кажется, что в процессе подготовки новых законов, поправок к законам мы могли бы и должны были бы сразу оценивать предлагаемые изменения или новые нормы на соответствие правам человека".
Прозвучало и пожелание от оппозиционного депутата Юлии Степаненко: "Ваша задача, господин Янсонс, если вы останетесь в этой должности, обеспечить, чтобы правительство не мучило людей, как оно делает это сейчас. Сейчас, надо сказать, сообщения омбудсмена выглядят порой как жалобы оппозиции на то, что не сделано. Мы с вами можем поделиться многими наблюдениями, мы можем понять друг друга. Однако, на мой взгляд, омбудсмен должен пользоваться гораздо большим авторитетом и иметь возможность делать гораздо больше".