Транзит через РФ стоит денег: почему терминал в Вентспилсе неинтересен Казахстану

© Sputnik / Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкВыгрузка вагона с зерном в порту
Выгрузка вагона с зерном в порту - Sputnik Латвия, 1920, 08.02.2021
Терминал в Вентспилсе может быть интересен участникам казахстанского рынка зерна только при субсидировании транспортных расходов, считают эксперты

РИГА, 8 фев — Sputnik. Казахстанская компания AIC-INVEST (контролируется Нурланом Тлеубаевым) передумала продавать терминал по перевалке зерновых, расположенный в Вентспилсском порту в Латвии, сообщает kursiv.kz. Аукцион должен был состояться 2 февраля, но 27 января торги были отменены, причины неизвестны.

Стартовая цена, с которой планировалось начать торги, составляла 4 миллиарда тенге (около 7,96 миллиона евро). Для того чтобы принять участие в торгах, необходимо было внести только гарантийный взнос в размере 87,5 миллиона тенге (около 172,4 тысячи евро).

Вентспилсский свободный порт - Sputnik Латвия, 1920, 21.01.2021
Казахстанский инвестор уходит из Вентспилса и продает терминал по перевалке зерна

Ventspils grain terminal, согласно информации на сайте компании, был создан с целью привлечения и перевалки зерна и других навалочных продовольственных грузов из России, Казахстана и стран Балтии на мировой рынок и начал свою деятельность в августе 2005 года. Для реализации проекта было создано латвийско-казахстанское предприятие с уставным капиталом в 6,5 миллиона евро.

По данным делового издания, в строительство терминала казахстанская сторона вложила около 20 миллионов долларов. В 2010 году она выкупила у LSF Holding, принадлежащего на паритетных началах мэру Вентспилса Айварсу Лембергсу и латвийскому предпринимателю Олегу Степанову, 50% акций зернового терминала. По неофициальным оценкам, стоимость сделки составила около 9,8 миллиона долларов.

Сейчас рыночную стоимость компании аудитор оценил в 8,67 миллиона евро.

Не исключено, что казахстанский инвестор хотел продать терминал из-за финансовых сложностей.

Кто мог бы купить терминал

Участники зернового рынка Казахстана не считают Вентспилсский зерновой терминал привлекательным для местных игроков – из-за расходов на транспортировку и транзита через территорию РФ.

"Она (Россия – ред.) вообще очень ревностно относится к тому, когда мы свои грузы через нее пускаем. (...) А сейчас еще тем более с введением механизмов квотирования (экспорта из РФ – ред.) масличных, зерновых культур наши грузы стоят в Новороссийске. Мы должны обивать пороги, чтобы доказать, что это наш товар", - заявил порталу крупный зернотрейдер Алмаз Зарипов.

Другой зернотрейдер считает, что Вентспилсский терминал может быть интересен "Продовольственной контрактной корпорации", которая может добиться субсидирования расходов на транспортировку казахстанского зерна на экспорт в течение 10-15 лет под предлогом увеличения объемов экспорта зерна.

Разгрузка железнодорожного вагона с зерном - Sputnik Латвия, 1920, 04.01.2021
Перевозки зерна в Латвии: в прошлом году помог урожай, а в этом все обрушат квоты РФ

"Продкорпорация может купить (Вентспилсский терминал – ред.), но одновременно пробить транспортную субсидию. Потому что на самом деле мы можем производить больше пшеницы, а это рыночный товар, который сейчас стоит около 300 долларов за тонну. Это может быть экономически интересно", - сказал он.

При условии субсидирования транспортных расходов до Вентспилса, считает собеседник, Казахстан может дополнительно экспортировать 1,5-2 миллиона тонн зерна в год. Развитие крупных проектов по перевалке зерновых грузов в Ленинградской области РФ, по его мнению, не помешает зерновому терминалу в латвийском порту, поскольку в российских гаванях могут наблюдаться очереди на выгрузку зерновозов. В это же время Вентспилс, свободный от российского зерна, будет полностью в распоряжении казахстанцев.

Третий участник рынка также считает актив в Латвии неинтересным для казахстанских компаний из-за его удаленности и необходимости транзита зерна через Россию. Собеседник объяснил, что Тлеубаев решил строить терминал в Вентспилсе, когда казахстанское зерно активно продавалось на мировых рынках - в Египет, Марокко, Тунис, Иорданию, Израиль, Кипр и европейские страны. "В тот момент существовавших терминальных мощностей в России и Прибалтике не хватало", - пояснил эксперт.

Однако уже с 2008 года Казахстан сосредоточился в основном на поставках зерна на рынки Средней Азии и Афганистана, поэтому необходимость в терминале в Латвии отпала.

"Шел какой-то транзит (через Вентспилс – ред.) российского зерна, но Россия начала строить собственные перевалочные мощности на Балтийском море. Соответственно, этот терминал стал как чемодан без ручки: и нести тяжело, и бросить жалко", - заключил собеседник.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
АҧсныАҧсышәалаАбхазскийԱրմենիաՀայերենАрмянскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社简化中文Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社繁體中文Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский