РИГА, 6 фев — Sputnik. Бывший политик, премьер и глава Банка Латвии, "отец лата и "репшика" Эйнарс Репше на портале Pietiek.com эмоционально подключился к обсуждению готовящихся поправок к Закону о предотвращении незаконно нажитых средств и финансирования терроризма: "Это касается меня, тебя и каждого из нам. Пишу, потому что сейчас в Латвии происходит настоящее нападение на сами основы правового государства".
Мы утратили идеалы Атмоды
Связать фундаментальные основные права людей с их "репутацией", которую оценят некие "отдельные учреждения" по неясным и установленным позже кабинетом министров критериям, является непростительным и опасным. Это путь к правовому нигилизму и диктатуре. Это нападение на основные добродетели правового государства. Это нападение на сами основы правового и демократического государства. Все это дает Репше основания утверждать, что Латвия потеряла связь с идеалами Атмоды. Которая выступала за правовое государство и неприкосновенность права на собственность.
И даже не ясно, делают ли "подкоп под основы" какие-то доморощенные энтузиасты, потомки большевиков, или это какие-либо враждебные внешние силы. В этом месте можно было бы ожидать дежурных обвинений в адрес Москвы, однако в данном случае это было бы слишком уж абсурдным.
Неважно, враг внутренний или внешний, продолжает оратор. Влияние на страну от этого не меняется. Результат (и, возможно, задача) во всех случаях является одним - разрушать правовые и хозяйственные основы Латвийского государства. Уничтожается доверие предпринимателей, потенциальных иностранных инвесторов, каждого жителя к государственным структурам.
Ну, скажите, в каком правовом государстве революционное самосознание применяется вместо законного и справедливого суда? Неужели желание угодить и выслужиться перед зарубежным диктатом некоторым окончательно затуманило разум? В каком правовом государстве еще задумались до репрессий и отчуждения собственности "из-за репутации"? В каком правовом государстве критерии для ограничения основных прав человека, репрессий и принудительного отчуждения собственности устанавливаются кабинетом министров?
Кто-то может быть спокоен - правительство определит "разумные" критерии, которые будут хороши для всех, но это, знаете ли, не является правовым вопросом, пишет Репше. И даже если такое чудо действительно произойдет, каждое следующее правительство может эти критерии "усовершенствовать". Тропинка уже протоптана, народ привык и смирился. Будем помнить, что многие кровавые диктаторы и преступные режимы начали свой путь именно с добрыми намерениями: заберем имущество у этих кулаков и раздадим работающим.
Хотим иметь свободное или полицейское государство?
В свободной стране не допускается внесудебное преследование людей, а правительство не может ни судить, ни утверждать "критерии", по которым, в обход суда, людей станут осуждать какие-то особо уполномоченные, пишет Репше.
Из законов, присущих правовому государству, необходимо изъять такие эфемерные и широко трактуемые понятия, как "безупречная репутация". Особенно если речь идет не о месте директора в гимназии благородных девиц, а о серьезных репрессиях и возможной конфискации имущества. В противном случае каждый человек может быть признан " не отвечающим закону" и лишен имущества при необходимости с ним посчитаться.
Абсолютно неприемлемо продвигать такие, разрушающие правовые основы законопроекты срочно, тайно, и уклоняясь от их надлежащего обсуждения как с экспертами по конституционному праву, народному хозяйству, а также с общественностью и отраслевыми ассоциациями, заявляет автор.
Ое указывает на то, что предусмотренный 1 марта этого года отчет перед международными аудиторами FATF и Moneyval не является оправданием для непростительной деградации законности в Латвии. Основные ценности и основные права, в том числе те, которые гарантируются в Сатверсме, являются нашим священным наследием, и они не могут быть отданы в жертву только потому, что правительство не может правовым путем бороться с преступниками.
Бороться за свободную Латвию
Латвийцы уже с известной обреченностью привыкли к блокировке счетов клиентов в банках, к отказам в предоставлении услуг или даже к замороженным частным финансовым средствам. И все это только на основании необъяснимых подозрений, сетует Репше.
Теперь, исходя из новых поправок, например, владельца бухгалтерской фирмы смогут без суда лишить его предприятия, если что-то не будет правильно учтено или если репутация какого-либо клиента будет не безупречна.
Еще один интересный нюанс. При оценке репутации человека предусмотрено оценивать репутацию членов семьи, партнеров по сделкам и других лиц, с которыми он имеет тесные отношения. В любом случае, теперь придется быть осторожнее, когда кого-нибудь приветствуешь на улице. А если уполномоченные учреждения зафиксируют такой факт приветствия и затем отнимут имущество, либо у одного, либо у другого, либо у обоих?
Автор еще раз подчеркивает - предложенные поправки угрожают основным ценностям Латвийского государства и демократического общества. И не достаточно, если мы просто причешем их до полуприемлемого уровня. Необходимо начать серьезную дискуссию о возвращении к основным ценностям правового государства.
"Иначе мы потеряем – сначала свои права, а потом и собственное государство. - Предупреждает экс-политик. - Иногда кажется, что кто-то именно этого и пытается достичь", - заключает Репше.
Вот они какие — латыши!
Более оптимистично на будущее латышской нации смотрит профессор, полярный исследователь и земессарг Юрис Улманис. В журнале Ir он рассуждает, какой же все-таки Латвии подошел бы образ, благодаря которому она была бы узнаваема в мире.
За три десятилетия независимости были бессчетные попытки определить идентичность Латвии и латышей. "Латвия — страна, которая поет". "Нация, основанная на информации", "Латвия — лучше наслаждаться не спеша". Все эти лозунги слышали все, и каждый из них сопровождали скандалы — насколько он вообще отражает и выделяет латышей на фоне других наций.
Профессор высоко ценит Праздники песни и танца, но все же он не думает, что они в полной мере отражают сущность сегодняшнего латыша. За пределами праздников и концертов ему редко удается слышать соотечественников поющими. Они больше не "шагают с песней на ниву", особенно не распеваются на Лиго. Да и сам Праздник песни для среднего латыша становится трудно достижимым из-за высокой цены билетов.
Думая о наших предках с высоты недавнего столетия государства, продолжает автор, нельзя не заметить характерную только для латышей особенность, которая позволила нашему народу преодолеть все трудности. Называйте это как хотите — жесткость, упрямство, или другими словами.
Именно эта способность упрямо держаться в безысходных ситуациях позволяет латышам мобилизоваться и справиться с трудностями. И в истории этому десятки подтверждений.
Здесь и самоотверженность потрепанных войной латышских сынов, что встали против более многочисленных и лучше вооруженных войск Бермонта, чтобы защитить независимость только что созданного государства. И рачительное хозяйствование в межвоенные годы, сделавшее Латвию признанным в Европе производителем сельскохозяйственной продукции. И наша баскетбольная "команда мечты" в 1935 году удивившая "старый мир", став чемпионом Европы. И способность пережить репрессии во время Второй мировой войны и оккупации, сохранив веру в возвращение свободы, заливается соловьем автор.
И выживание в лагерях для беженцев, продолжает он, приспособление к жизни на чужбине и создание латышских общин в других странах. Балтийский путь, баррикады, экономический кризис и, наконец, невидимый враг в форме COVID-19. Во всех этих ситуациях латыши доказали, что остаются несломленными.
"Нас не удалось ни обнемечить, ни русифицировать. Мы использовали свои возможности и, несмотря на разногласия защитили и развили свое государство", - пишет профессор.
В мире было немало других, более крупных стран, которым это не удалось. Когда-то могучие персы, более чем три тысячи лет назад построившие крупнейшую в мировой истории империю, остались без Персии. Своего независимого государства нет у 30 миллионов курдов, у 76 миллионов тамилов, 13 миллионов палестинцев и у десятков других народов. У нас оно есть. Даже несмотря на исторически неблагоприятные обстоятельства, которые лишили страну семи столетий опыта государственности.
На мой взгляд, продолжает профессор-земессарг, именно этой особенностью латышей им надо гордиться пуще всего. Он согласен, впрочем, что иностранным туристам будет трудно продать эту нашу идентичность. Но это и не обязательно. Все равно мы уже для них земля, которая поет. В конце концов и голландцы предлагают туристам деревянные башмаки, хотя и признаются, что они неудобные. Но чего только не сделаешь, чтобы понравиться туристам и заставить их поделиться содержимым кошельков.
Намного важнее для латышей самим сохранить в сердце и передать детям свои самые яркие ценности. И даже не нужны экстремальные обстоятельства, чтобы применить их на деле. Молодежь может с упрямством выдерживать конкуренцию за места в самых престижных учебных заведениях мира, для предприятий такое качество их работников может помочь в завоевании значимых рынков, а всем нам вместе — построить общество более высокого уровня жизни. Ибо такие мы есть, завершает Улманис. Упрямые, порой твердолобые, жесткие и несгибаемые.
Ученица: учителя не выдержали испытания "дистанционкой"
При удаленной учебе на школьников Латвии обрушилась непомерная нагрузка. За компьютером детям (и их родителям) приходится сидеть день напролет. А помощи со стороны системы образования часто не дождаться. Об этом говорится в письме ученицы 12-го класса Симоны, фрагменты из которого приводит обозреватель Neatkarīgā Элита Вейдемане.
Объем работы ненормальный, он тотально превышает время, которое школьнику дозволено проводить за компьютером, пишет старшеклассница. За компьютером приходится сидеть целый день, вместо нескольких часов. Онлайн-уроки, которые то и дело прерываются из-за неспособности учителей работать с техникой, различные трудоемкие задания, например, надо написать эссе и размышления, создать конспекты, решить математические задачи, рисовать, просматривать видео и фильмы, читать книги.
Конечно, школьники могут читать и смотреть видео. Однако все эти задания, должны быть выполнены одновременно в течение одной недели. Например, три эссе, шесть задач по математике и целый роман за неделю. Есть и много других работ. Считают ли учителя, что ученики должны посвящать все свое время (включая время после уроков, включая выходные и праздничные дни) исключительно и только учебе?
По словам Симоны, в электронном классе царит непостижимый бардак, чаще всего даже не удается найти задания, которые нужно выполнить. Учителя же, в основном, просто дают задания, они не учат, не объясняют предмет.
"Когда открываешь e-klase или любой другой сайт с заданиями, появляются слова "найди сам", "найди", "спроси кого-нибудь" или что-то подобное. Если появляется новый материал, понятия, которые ученик не понимает - ищите сами. Спросите у мамы, папы, бабушки, тети или соседки Юриса, но главное - сдать работу вовремя!" - иронизирует Симона.
Опасения внушает то, что экзамены все ближе, а подготовка не ведется. Учителя иногда упоминают какие-то экзаменационные задания, но на этом все. Тут уже виновато наше государство - пока никто не знает, будут ли вообще экзамены.
"Разве сложно подготовить несколько ясных вариантов проведения экзаменов в зависимости от эпидемиологической ситуации?" - обращается Симона к правительству с тем, чтобы там подумали, как решить проблему.
Симона понимает, что такое "образование" довольно бессмысленно. Тем более, что ответственные ученики не используют принцип copy/paste и стараются делать все сами, поэтому оценки у них падают. В свою очередь у тех, кому помогают делать уроки вся семья, или у кого родитель или родственник учитель, оценки отличные.
В конце концов скажут: какое глупое поколение выросло, опять результаты экзаменов низкие.
Ученица обращается к правительству: вам очень важно помнить, что семья не обязана преподавать вместо учителей!
По словам журналистки Вейдемане, уровень знаний резко падает, потому что то, что происходит при "дистанционном обучении", определенно не соответствует (или только отдаленно соответствует) понятию "обучение". Даже если бы "обучение" было хоть сколько-нибудь разумно организовано, компьютеров все равно недостаточно: Латвийская ассоциация самоуправлений предупреждает, что ученикам все еще не хватает около 87 000 компьютеров. Кроме того, в Латвии не всюду можно обеспечить постоянное интернет-покрытие.
Система образования в Латвии и так была подорвана за последние пять лет, и нынешний министр образования успешно продолжает ее разрушать, подводит черту Вейдемане.