Немиро: Россия в любой момент может разорить задуманный в Латвии СПГ-терминал

© Sputnik / Sergey Melkonov5-й туристический форум Китая и стран Центральной и Восточной Европы на высоком уровне. Министр экономики Ральф Немиро
5-й туристический форум Китая и стран Центральной и Восточной Европы на высоком уровне. Министр экономики Ральф Немиро - Sputnik Латвия, 1920, 04.02.2021
Подписаться
Терминал сжиженного природного газа в Скулте может существовать только при финансовой поддержке государства, а значит, на деньги налогоплательщиков, заявил Ральф Немиро

РИГА, 4 фев — Sputnik. Проект СПГ-терминала в Скулте не сделает Латвию более энергонезависимой, в его основе лежит чисто денежный интерес Петериса Алоиза Рагаушса, который спонсирует Новую консервативную партию, заявил экс-министр экономики, ныне депутат Сейма Ральф Немиро в интервью журналу "Открытый город".

"Терминал сжиженного природного газа в Скулте может существовать только при финансовой поддержке государства, и никак иначе. Потому что по-другому невозможно конкурировать с газом, который идет по трубе из России. Цена никогда не будет конкурентоспособной. Более того, Россия в любой момент может снизить цену на свой газ, чтобы разорить такой терминал", - сказал Немиро.

Даже если этот терминал был бы построен, СПГ на него все равно дешевле везти из России, чем из любой другой страны, поэтому говорить о диверсификации источников поставок не приходится – пусть СПГ продает не "Газпром", а Новатэк – все равно это российские компании.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков - Sputnik Латвия, 1920, 05.02.2021
Юшков: Латвия терминал СПГ построит, а покупать газ с него будет некому
"Откуда дешевле всего привезти жидкий газ — из Америки, из Норвегии или из Санкт-Петербурга? Конечно из Санкт-Петербурга! Таким образом, мы будем просто обманывать сами себя, и ни о какой независимости, как любят говорить авторы этого проекта, не может идти и речи. Это будет тот же российский газ, который будет приходить на терминал в Скулте и который будет субсидироваться государством, то есть жителями нашей страны", — сказал Немиро.

Бывший министр пояснил, что он в свое время вел переговоры по поводу строительства терминала с корейской компанией Korea Gas Corporation, но обсуждались рыночные условия, без предоставления проекту статуса национально значимого.

"Я такой проект поддерживать никогда не буду и всегда стоял на своем: стройте любой терминал, но исключительно на рыночных принципах. Как только мы начинаем говорить о рыночных принципах, сразу все крупные инвесторы говорят: "Ой, спасибо, нам это не нужно", — добавил Немиро.

Порт Скулте - Sputnik Латвия, 1920, 11.12.2020
СПГ-терминал в Латвии - приоритет или абсурд: что обсуждали в Сейме и при чем здесь Россия

Также он указал на важность вопроса выкупа земли у частников под строительство инфраструктуры для терминала и экологический аспект.

"Не надо забывать и о жителях, которые владеют землей непосредственно у потенциального терминала. Эту землю нужно будет отчуждать, но не принудительно, а обсуждая это с каждым собственником.

Еще один очень важный вопрос — это влияние терминала на окружающую среду. А оно будет негативным.

Таким образом, совокупность факторов говорит о том, что выгоды от строительства терминала на рыночных принципах не получается. И нет в мире ни одного инвестора, который хотел бы на этих условиях вложить в этот проект деньги", — сказал Немиро.

Экс-министр также отметил курс ЕС на "зеленую" энергию, постепенный отказ от использования ископаемых видов топлива. И Латвия вместе со всем союзом движется в этом направлении.

"Сейчас мы сами производим для себя 40% энергии из возобновляемых источников. Это связано с гидроэлектростанциями, которые у нас остались еще с советских времен. И в этом смысле мы будем долю "зеленой" энергии увеличивать", — сказал Немиро.

В заключение министр заявил, что те, кто лоббирует строительство СПГ-терминала в Скулте, преследуют только свои шкурные интересы, и выразил надежду, что новый министр экономики сможет устоять под давлением.

"Объясню игру, которую затеяли лоббисты: они хотят придать этому терминалу статус объекта национального значения, чтобы обойти собственников земли, вопросы окружающей среды и вопрос экономической выгоды. Но решение таких вопросов всегда связано с министерством экономики. Когда я был министром, у меня требовали продвигать этот проект в правительстве, но я всегда отказывался, и свою позицию не меняю. Нынешний министр экономики, я надеюсь, придерживается такого же мнения", — сказал Немиро.

Порт Скулте - Sputnik Латвия, 1920, 23.01.2020
Американский СПГ хотят "вдуть" латвийским туземцам: депутат о цене проекта в Скулте

Идею строительства СПГ-терминала в Скулте реализует акционерное общество Skulte LNG Terminal. Сейчас 83% акций компании принадлежит Nacionālā gāzes termināļa biedrība, а еще 17% владеет американский бизнесмен Петерис Алоиз Рагаушс (он же является председателем правления).

Необходимость постройки терминала авторы проекта обосновывают обеспечением альтернативы поставкам газа из России и энергетической независимостью Латвии, а также появлением конкуренции между поставщиками природного газа, которая снизит его цену для потребителей.

В конце июня и июля прошло несколько общественных дискуссий по поводу строительства Скултского СПГ-терминала. Местные жители выразили крайне негативное мнение относительно его строительства. Без учета их мнения терминал не построить, если только ему не будет присвоен статус объекта национального значения. А такой статус министерство экономики в лице его тогдашнего главы Ральфа Немиро предоставлять долгое время отказывалось.

Вопрос о строительстве терминала недавно обсуждался на заседании комиссий Сейма по иностранным и европейским делам, сообщала газета Neatkarīgā Rīta Avīze. По данным издания, министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс заявил, что этот вопрос находится в сфере внимания МИД. Проект подан в фонд "Инициативы трех морей", возможно, он получит поддержку. Латвия принимает участие в инициативе через фонд ALTUM с инвестициями в размере 20 миллионов евро.

В статье говорится, что средства на строительство могут быть выделены не в виде гранта, а на коммерческих принципах.

Лента новостей
0