РИГА, 28 янв — Sputnik. Угроза замедлить запуск фонда восстановления ЕС – единственный инструмент давления стран Балтии на правительство Евросоюза. Об этом рассказал советник евродепутата Иварса Иябса, член правления "Для развития/За!" Петерис Винькелис в эфире радио Baltkom.
Ранее стало известно, что страны Балтии потребовали от председательствующей в ЕС Португалии гарантировать, что в дискуссии о финансировании транспорта из еврофондов будет учтено и предоставление 1,4 миллиарда евро для Rail Baltica, угрожая в противном случае заблокировать так называемое Решение о собственных ресурсах - проект выделения помощи странам ЕС на борьбу с последствиями пандемии объемом 750 миллиардов евро.
По словам Винькелиса, таким образом страны Балтии используют свой единственный инструмент давления на ЕС.
"Балтийские премьеры как бы дают мандат и напоминают премьеру страны, которая ведет переговоры от их лица, что мы договаривались об одном, и, пожалуйста, не дайте изменить эту договоренность. Понятно, что единственное ядерное оружие, которое есть у стран Балтии, – это не ратифицировать договор о занятии денег", – рассказал Винькелис.
При этом, по его словам, заявление стран Балтии служит скорее напоминанием, чем серьезной угрозой, так как на данный момент решение, о котором идет речь, утвердили только две страны ЕС.
"Это напоминание о наших серьезных намерениях, чтобы не дать проекту Rail Baltica быть преданным сомнению в окончательном документе по бюджету Евросоюза", – добавил Винькелис.
Предполагалось, что в семилетнем бюджете ЕС на 2021-2027 годы на проект строительства железнодорожной магистрали будет доступно 1,4 миллиарда евро – такое обещание дали лидеры ЕС. Однако выделение средств на проект требует согласия Европарламента (ЕП) – это отдельная часть еще продолжающихся переговоров в рамках так называемой программы финансирования транспортной инфраструктуры "Соединяющая Европа" объемом 28,4 миллиарда евро. В ЕП против того, чтобы в бюджете средства были зарезервированы под конкретные проекты или конкретной группе стран.
В результате премьеры Латвии и Эстонии, а также президент Литвы обратились к премьер-министру Португалии Антониу Коште с просьбой, чтобы в ходе переговоров по финансированию транспортной инфраструктуры было учтено решение лидеров ЕС о выделении 1,4 миллиарда евро Rail Baltica. В противном случае они могут затянуть ратификацию национальных планов восстановления экономик после пандемии, что негативно скажется и на других странах.
Министр сообщения Латвии Талис Линкайтс заявил, что проект Rail Baltica - одна из "красных линий" Латвии. Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш, со своей стороны, утверждает, что письмо глав стран Балтии является лишь "дружеским напоминанием".