РИГА, 19 янв — Sputnik. Хотя рижанам и не нравится, что зимой проезжую часть и тротуары столичных улиц посыпают солью, без нее в борьбе со льдом и снегом не обойтись, заявил мэр Риги Мартиньш Стакис в эфире Latvijas Radio.
Городские службы используют соль в качестве реагента для того, чтобы уберечь жителей Риги от падений на скользких тротуарах, а водителей от заносов на скользких дорогах. Рижане, однако, сходятся во мнении, что соли на улицах Риги слишком много. Из-за нее портятся обувь и автомобили, страдают лапы домашних животных, а весной дороги и тротуары подолгу остаются белыми.
По данным департамента сообщения Рижской думы, в среднем в зимний период только на дороги, остановки общественного транспорта и велодорожки высыпается от 10 до 12 тонн соли. Количество соли рассчитано на квадратный метр и зависит от погоды.
В начале 2020 года петиция "За городские улицы без соли!" на портале Manabalss.lv набрала 10 тысяч голосов и была рассмотрена Сеймом. Министерству транспорта поручили до конца года разработать общие руководящие принципы по диверсификации использования противоскользящих реагентов в самоуправлениях с целью уменьшить использование соли.
В свое время оппозиция Рижской думы боролась за отказ от использования соли, но после прихода к власти была вынуждена изменить свое мнение.
"Она борется со льдом, со снегом, и, если мы смотрим с точки зрения безопасности, которая в транспортной системе самое главное, можно сказать, что соль самая эффективное и самое дешевое средство", - не скрывает председатель комитета транспорта и сообщения Рижской думы Олаф Пулкс ("Новое Единство").
За одну только прошлую неделю на содержание улиц Риги ушло практически сколько же, сколько за весь прошлый сезон — 700 тысяч евро. В департаменте сообщения объясняют — если отказаться от соли, затраты только вырастут.
"Если мы будем сравнивать с другими альтернативами, такими как, например, ацетат кальция-магния — от 8 до 12 раз дороже, чем соль. Если мы говорим о натрии формациате, то он в 9 и 14 раз дороже и ухудшает качество воздуха. И гранитная крошка в три или четыре раза дороже, и она засоряет все коммуникации", - поделился глава департамента сообщения Рижской думы Виталий Рейнбах.
По словам Стакиса, департамент сообщения Рижской думы провел исследование, из результатов которого следует, что "полностью без соли мы обойтись не можем". Несколько лет в Риге на улице Гростонас и еще на некоторых улицах действительно проводили эксперимент: с одной стороны дорогу солью посыпали, а с другой – от соли отказались.
"Эксперимент, можно сказать, не удался по одной простой причине — он проводился в такие зимы, когда не было ни снега, ни больших заморозков, там нельзя было сделать никаких выводов", — признал Рейнбах.
В то же время мэр поручил, к примеру, выделить "свободные от соли" зоны, которыми могли бы быть, например, парки.
Стакис также хотел бы, чтобы рижанам было понятно, в каких местах улицы будут обрабатываться солью, поскольку без этого никак не обойтись. "На мостах, например, действительно других вариантов просто нет", — пояснил мэр.
Впрочем, наибольшей проблемой, по мнению председателя Рижской думы, является использование соли для очистки тротуаров. Сейчас в качестве пилотного проекта обсуждается возможность, что самоуправление переймет очистку тротуаров у домовладельцев, за что те будут платить определенную пошлину.
"Думаю, этот вариант мы могли бы попробовать, возможно, это решит эту проблему с солью", - сказал Стакис.
Со следующего года Рижская дума планирует добавлять в соль химикаты, которые замедляют процесс коррозии. А пока департаменту сообщения поручено следить за опытом других городов и стран в поисках бюджетного аналога соли.