Семья была большая, восемь душ, всех и расстреляли: жительница Аудрини о трагедии 1942-го

© Sputnik / Андрей ТатарчукЖительница Аудрини Варвара Васильева
Жительница Аудрини Варвара Васильева - Sputnik Латвия
Подписаться
Стыд и гуманность – кажется, сегодня в Латвии их остро не хватает. Уродливые страницы истории вырываются из архивов. Один из таких листов – трагедия латгальской деревни Аудрини, где соседи сожгли постройки и убили всех 235 жителей, включая младенцев

РИГА, 6 янв — Sputnik, Андрей Татарчук. Нацистская политика выжженной земли привела к уничтожению тысяч населенных пунктов на оккупированных территориях Советского Союза, жителей советских деревень расстреливали и сжигали заживо – об этом в Латвии стараются не вспоминать, это неактуально для современной идеологии.

Один из ведущих западных специалистов по вопросам Холокоста и геноцида, профессор современной истории в университете Берна Ганс Кристиан Герлах указывает, что 70% убийств мирного населения в годы оккупации СССР совершено не немцами, включая германские айнзацгруппы. Основные палачи – отряды вспомогательной полиции Hilfspolizei, состоявшие из местных добровольцев, из таких, как каратель Рижского гетто Виктор Арайс и бывший латвийский герой-авиатор Гербертс Цукурс.

"Как наказание я назначил следующее"

Сожженные деревни и истребление советских людей – это не ‎только трагедия белорусской деревни Хатынь, уничтоженной в 1943 году вместе со всеми 149 жителями 118-м украинским батальоном шуцманшафта под командованием гауптмана Ханса Вельке, чемпиона берлинской Олимпиады 1936 года по толканию ядра, и немецким батальоном уголовников, карателей и палачей СС оберфюрера Оскара Дирлевангера – самой грязной зондеркоманды СС. Нацистский террор против мирного населения носил чудовищные масштабы: на землях Беларуси в годы оккупации разрушено и уничтожено, в том числе в карательной операции "Винтерфауст" в пограничье с Латвией и Россией, 9200 населенных пунктов. 628 белорусских деревень и сел стерты с лица земли вместе с населением, 186 из них не смогли возродиться, там не осталось даже детей. В Новгородской области сожжены 1874 села и деревни, в Старорусском районе – 306 населенных пунктов. Согласно информации международного конгресса Aktuelles Forum, в СССР было разрушено 1710 городов и более 70 тысяч сел и деревень.

Памятные мероприятия в Аудрини - Sputnik Латвия
Ужас Аудрини: 235 жителей убили, сожгли, а теперь стараются забыть

Тактика выжженной земли по нацистскому плану "Ост" на территории рейхскомиссариата Остланд применялась оккупационными властями с 1941 года – в западной Белоруссии, входившей в рейхскомиссариат под управлением обергруппенфюрера СС и генерала полиции СД Фридриха Еккельна, осенью первого года оккупации пылали хаты. В Латвии это произошло 2 января 1942 года – деревня Аудрини в Резекненском уезде была полностью уничтожена по приказу гебитскомиссара Даугавпилса Фридриха Швунга от 21 декабря 1941 года. Командир полиции безопасности рейхскомиссариата "Остланд" оберштурмбаннфюрер СС Эдуард Штраух как руководитель айнзацкоманды 2, входившей в состав айнзацгруппы A бригаденфюрера Валтера Шталкера – немецкой карательной "группы развертывания" в рейхскомиссариате Остланд - утвердил этот приказ, по всему району под Резекне были расклеены такие листовки:

"Как наказание я назначил следующее:

a) смести с лица земли деревню Аудрины;
b) жителей деревни Аудрины арестовать;
c) 30 жителей мужского пола деревни Аудрины 4. Ι. 1942 г. публично расстрелять на базарной площади гор. Режицы (Резекне)".

Это произошло на нашей земле

Трагедия Аудрини – не о стыде и раскаянии. Это тот случай, когда из людей очень быстро исчезла человечность, не оставив ничего в душе. В конце 1941 года одна из жительниц деревни Анисья Глушнева спрятала у себя в доме сына-красноармейца и пятерых его товарищей, бежавших из Резекненского лагеря военнопленных. Анисья до этого поссорилась с Акулиной Роговой из соседней деревни Заречье из-за имущества расстрелянных резекненских евреев – одежды, кухонной посуды и прочей дешевой бытовой утвари. 18 декабря полицейские 2-го участка резекненской полиции Лудборжс и Ульянов по доносу Роговой явились в дом Глушневой. Беглые красноармейцы начали стрелять, был убит Лудборжс, полицейский Ульянов сумел убежать. В тот же день полицейские во главе с 33-летним капитаном Болеславом Майковским окружили избу Глушневой, схватили Анисью и ее младшего сына Василия. Майковский пытал их, пытаясь выяснить, куда ушли беглецы. Группа полицейских отправилась прочесывать лес, но 21 декабря потеряла в перестрелке еще троих. Только 31 декабря полиции удалось настичь, окружить и уничтожить группу Глушнева.

Участники траурного мероприятия возложили цветы к мемориалу у захоронения жертв нацистов - Sputnik Латвия
Кровавое рождество в Аудрини: помнить жертв и палачей

Четверо мертвых полицейских стали поводом казни всех аудриньцев. Капитан Майковский и его начальник из Управления полиции Резекненского уезда майор Альберт Эйхелис рапортовали об инциденте Фридриху Швунгу и Эдуарду Штрауху. Казнь решили сделать показательной: 22 декабря крестьян Аудрини собрали в сарае, после чего на подводах перевезли в Резекненскую тюрьму. 2 января 1942 года в Аудрини полицейские из Резекне во главе с Эйхелисом и Майковским подожгли по сигналу ракетой все 42 аудриньских двора одновременно, для чего возле каждого были поставлены полицейские с факелами. На следующий день жителей вывели из тюрьмы и доставили к Анчупанским холмам примерно в пяти километрах от окраины Резекне. Ямы-могилы были вырыты заранее – там ранее расстреливали евреев. Расстрел из пулемета Mg-34, установленного в комфортном домике напротив ямы, вели полицейские из поселка Малта во главе с Харальдом Пунтулисом, за организацию мероприятия отвечал местный комендант бывший капитан-лейтенант Латвийской армии Александр Мач. А 4 января на рыночной площади Резекне расстреляли 30 мужчин. Бывший улманисовский айзсарг Пунтулис добивал раненых из пистолета, за этот перфекционизм он позже был назначен городским головой Даугавпилса.

Среди палачей встречаются латышские имена и фамилии, но немало русских и польских: казнь мирных жителей в этнически пестрой Латгалии не имеет никакой этнической окраски. У палачей нет национальности, это не главное. Неимоверно скотское в своей обыденности массовое убийство, в котором сосед убивал своего соседа, земляк – земляка, с равнодушием, словно прихлопнул комара. У одной из женщин Аудрини в тюрьме родился ребенок, которого мать перед расстрелом попыталась сунуть в кучу тряпья на краю могилы, чтобы спасти. Младенца заметил старший полицейский Смилтниекс и выстрелил ему в голову. Свидетель Я. Клапарс вспоминал, что Смилтниекс хвастался: "Когда я выстрелил, он так и разлетелся вдребезги".

Последняя из Аудрини

Варвара Васильева родилась в соседней деревне рядом с Аудрини – ее мать отсюда, и их дом с каменными стенами оказался единственным, не сгоревшим на рассвете 2 января 1942 года. Дом стоит напротив памятника, женщина видит его из окон. Улица Пиеминяс, 1, – улица Памяти, точнее, Памятная улица. За этим домом вся деревня была сожжена и отстроена заново только в мирное советское время.

"Моя мама вышла замуж и уехала жить в мужнину деревню, а мои все остались тут в Аудрини, - говорит она. – Семья моя была большая, восемь душ, всех и расстреляли в Анчупанском лесу. Я родилась в 1943 году и слышала после войны от свидетелей, как тут было – полицейские из Резекне собирали вещи в домах, пили самогон и резали скот. А всех людей согнали в сарай, а потом на подводах повезли в тюрьму. А папочка мой воевал в Латышском стрелковом корпусе и погиб при освобождении Мадоны в 1944 году, взорвавшись на мине. Вот так мы жили и умирали. У меня одна дочка, живет в Резекне, но этот дом нашей семьи – большой и добротный, с двумя входами, я его бросать не хочу".

© Sputnik / Андрей ТататрчукЖительница Аудрини Варвара Васильева
Семья была большая, восемь душ, всех и расстреляли: жительница Аудрини о трагедии 1942-го - Sputnik Латвия
Жительница Аудрини Варвара Васильева

Трагедию этой латгальской деревни ежегодно вспоминает Латвийская социалистическая партия LSP – традиция, которая не была прервана чрезвычайной эпидемиологической ситуацией. Разве что вместо автобусов поехали из Риги, Резекне и Лудзы на машинах, строго по двое, соблюдая социальную дистанцию и в непременных медицинских масках. В поездке участвовал также корреспондент Sputnik. Мэр Резекне Александр Барташевич и председатель самоуправления края Монвидс Шварцс также возложили цветы к мемориалам в Аудрини, Анчупанском лесу и на базарной площади Резекне к гранитной табличке с именами тридцати расстрелянных мужчин. Почти половина имен – Глушневы, очень большой род был.

© Sputnik / Андрей ТататрчукАктивисты Латвийской социалистической партии LSP на траурном мероприятии в Аудрини
Семья была большая, восемь душ, всех и расстреляли: жительница Аудрини о трагедии 1942-го - Sputnik Латвия
Активисты Латвийской социалистической партии LSP на траурном мероприятии в Аудрини

"Несколько лет назад латвийское государство чтило память этой истории – мемориал в Анчупанском лесу посещал министр обороны Раймондс Вейонис, здесь стоял караул из ополченцев Земессардзе. Сейчас все сложнее – резолюция Европейского парламента назвала инициаторами Второй мировой войны наравне с нацистской Германией Советский Союз, хотя оккупация Чехословакии вермахтом произошла еще в 1938 году, и Франция, Англия и США не были против, протестовал только Советский Союз. Эта резолюция ЕП, вобравшая в себя много искажений истории, еще больше развязывает пропаганду – события, которые были, представляются как "кремлевский реваншизм".

Более 11 миллионов людей, убитых в годы оккупации нацистами и коллаборационистами мирных советских людей, включая сотни тысяч латвийцев, сегодня пытаются забыть. Даже имена изуверов Пунтулиса, Майковского, Эйхелиса и других, которые уничтожали своих земляков, пытаются обелить, ссылаясь на мнение следствия ФРГ, Канады и США, где вроде бы проверка ФБР не нашла доказательств вины в геноциде жителей Аудрини этих эмигрантов. Но мы, наши товарищи из Лудзы и Резекне, каждый год здесь – это важно, чтобы оставаться человеком совести", - сказал у мемориала в Анчупанском лесу председатель партии латвийских социалистов Владимир Фролов.

© Sputnik / Андрей ТататрчукМемориал в Аудрини
Семья была большая, восемь душ, всех и расстреляли: жительница Аудрини о трагедии 1942-го - Sputnik Латвия
Мемориал в Аудрини

В 1965 году в рижском Дворце культуры ВЭФ на скамье подсудимых на процессе по делу массового убийства в Аудрини и о массовых убийствах и Холокосте в Резекне, Малте, Каунате, Виляке, Лудзе, Риебини и других городах и селах Латгалии оказались не все участники казни. Полицейские Басанкович и Красовский были расстреляны по решению суда, Вайчук приговорен к заключению в исправительно-трудовой колонии строгого режима на 15 лет. Но это рядовые исполнители – те, что резали и жарили свиней, пили самогон на месте деревни, а потом вели земляков к расстрельной яме. Бежавшие на запад Майковский, Пунтулис и Эйхелис были приговорены к расстрелу заочно. Руководитель СД и айнзаткоманды 2 оберштурмбаннфюрер Эдуард Штраух был приговорен Нюрнбергском трибуналом к смертной казни, но сошел с ума и умер в тюрьме. Оберфюрера Оскара Дирлевангера забили до смерти охранники-поляки из состава корпуса генерала Шарля де Голля за два дня до капитуляции нацистской Германии в тюрьме в городе Альтсхаузен, Баден-Вюртемберг. Обергруппенфюрер Фридрих Еккельн был повешен в 1946 году в Риге на площади Победы по решению суда военного трибунала.

Обыкновенный реваншизм

Обстоятельства гибели деревни Аудрини хорошо раскрыты в советском документальном фильме "Предатели"- Vilkači, где рассказано о персональных ролях латвийских карателей в организации массовых убийств. А в 1965 году, после трибунала над палачами в ДК ВЭФ, по сценарию кавалера ордена Трех звезд латвийского режиссера Герца Франка на Рижской киностудии был снят 20-минутный документальный фильм "Приговор обжалованию не подлежит".

Нюрнбергский процесс (20 ноября 1945 г. - 1 октября 1946 г.) - Sputnik Латвия
Нацистский план голода: "уничтожив 30 миллионов славян, мы накормим каждого немца"

Этот документальный фильм вызвал критику определенного толка в сегодняшней Латвии. На сайте Музея оккупации можно прочитать статью на латышском языке журналиста Виестурса Спруде, где сообщаются такие удивительные сведения, как:

"Комментаторы-шовинисты рассматривают эту историю (геноцид жителей Аудрини, который нейтрально назван "Резекненским полицейским делом") как "доказательство" латышской "фашистской натуры" и тому подобное".

"Аудрини был трагическим и, к сожалению, до сих пор неясным эпизодом в истории Латвии, но то, что видно в фильме "Приговор не подлежит обжалованию", свидетельствует о методах советской пропаганды и работе КГБ, а не о попытках выяснить действительность и наказать виновных".

"К сожалению, следует сделать вывод, что истребление населения Аудрини в Резекненском районе в прошлом в СССР и России теперь используется для открытой пропаганды против латышей" (хотя какой латыш полицейский командир среднего звена поляк Болеслав Майковский или рядовой шуцман Ульянов? - Ред.).

И далее, совсем штампы: "Пропаганда СССР и ЛССР переплетала связь латышей с преступлениями, фактически совершенными во время нацистского оккупационного режима, с откровенными измышлениями, в основном с клеветой на латышей в изгнании в западных странах. Поэтому советская пропаганда пыталась представить почти каждого латыша, живущего в изгнании, как в Латвии, так и за ее пределами, как пособника нацистов".

Любопытно, что статья на сайте Музея оккупации создана при поддержке Министерства культуры Латвии. Что бы ответил на это почетный доктор Латвийской академии культуры и член Европейской киноакадемии Герц Франк, которого, по сути, назначили "пропагандистом" спустя семь лет после его ухода из жизни? Стыд и гуманность – наверное, проблемы дефицита этих человеческих качеств в нашей стране становятся все более острыми, если даже Минкультуры занимается мягким окультуриванием коллаборационизма и геноцида. История Аудрини – то, что необходимо всем нам помнить, кунги и кундзес, чтобы подобное никогда более не повторилось.

Лента новостей
0