РИГА, 22 дек — Sputnik. Вентспилсский порт – второй по величине в Латвии – из-за санкций OFAC, пандемии коронавируса, изменения цен на энергоносители и политики РФ по перенаправлению грузов в свои порты в этом году значительно снизил перевалку. Выход представители порта видят в изменении организации работы порта, которому нужно сосредоточиться на предоставлении новых услуг, пишет Diena.
Председатель правления порта Ингуна Страутмане отметила, что в 2020 году практически полностью остановился транзит российского угля – за 11 месяцев спад составил 90%. Она отметила, что Россия, которая является страной происхождения каменноугольных грузов, старается направлять их в свои порты – и это долгосрочная политика. А кризис, вызванный пандемией коронавируса, еще больше ее проявил.
Колебания цен на нефтепродукты в пандемию также оказали значительное влияние на Вентспилсский порт. Объем перевалки нефтепродуктов сократился на 20%, рассказала Страутмане.
По ее словам, на сегодня порт на 22% отстает от запланированного на этот год уровня доходов. "Это не положительный результат, но ожидаемый. Правление Вентспилсского порта со своей стороны обеспечивает доступность инфраструктуры, деятельность порта не прекращена, суда могут заходить. Мы выполняем все обязательства перед кредитными учреждениями", - заявила она.
Страутмане добавила, что порт уже много лет работает над привлечением других грузов, но признает: восполнить объемы, которые раньше приходили из России, невозможно.
По ее словам, как только финансовая ситуация порта улучшится, управление портом может возобновить строительство индустриальных объектов. "Все уже начатые проекты продолжаются, однако реализация новых замыслов отложена до лучших времен. Объясню почему: в настоящее время правление не может получить новые займы. Уже в этом году мы столкнулись с проблемой в перекредитовании, нам отказали 10 банков. Здесь надо сказать спасибо министерству финансов, так как мы смогли получить средства в Госкассе. Однако новый кредит в банке мы сейчас не можем себе позволить", - сказала Страутмане, добавив, что это последствия американских санкций.
Как пояснила председатель правления порта, средства в размере 15,3 миллиона евро, полученные в Госкассе, порт использовал для рефинансирования кредитных обязательств (7,4 миллиона евро) и продолжения начатых инфраструктурных проектов.
В настоящее время объем кредитных обязательств порта составляет 33 миллиона евро, и порт не ожидает сложностей с их исполнением, считая это соразмерной финансовой нагрузкой.
В свою очередь, заместитель председателя правления порта Гиртс Валдис Кристовскис заявил, что в текущих реалиях порту необходимо думать об увеличении добавленной стоимости, повышении качества логистических услуг, услуг по переупаковке, промежуточной обработке и о производстве новых продуктов на территории порта.
"Это позволит грузовладельцам увидеть преимущества Вентспилсского порта, если мы сможем конкурировать с Россией в плане качества обслуживания. Это стратегическая возможность, и мы должны работать в этом направлении", - заявил он.
На вопрос о том, как порт собирается конкурировать с РФ за грузы, если у соседней страны есть возможность предоставлять скидки на перевозку грузов по железной дороге до собственных портов, Гиртс Валдис Кристовскис заявил: "Короткий ответ: если в экономику вмешивается политика, то конкурировать крайне сложно. Я думаю, что отношение России может измениться только благодаря единой позиции Евросоюза, который выступает против субсидируемого и искаженного транспортного рынка, потому что это снижает эффективность транспорта и логистики, увеличивает выбросы CO2".
Также Гиртс Валдис Кристовскис посетовал, что прошлый состав правления порта вкладывал много средств в развитие инфраструктуры, которая, скорее, относится к городу, чем к порту, – подъездные пути, парк высоких технологий, индустриальную зону. "Такие объекты не добавляют конкурентоспособности свободному порту, не увеличивают объем перевалки грузов или качество работы капитанской службы", - подчеркнул он.
Что касается привлечения инвесторов в порт, Кристовскис отметил, что создавать новые производства на территории порта сложно из-за позиции Вентспилсской думы, которая не хочет сдавать землю в аренду на долгосрочной основе, часто контракт исчисляется всего одним годом, что отпугивает потенциальных резидентов.
"В течение этого года дума отказалась от заключения и продления нескольких десятков договоров долгосрочной аренды. На данный момент у нас есть несколько новых инвесторов, с которыми можно вести переговоры, но все зависит от действий самоуправления. Сейчас мы готовы на 25 лет сдавать в аренду как здания, так и землю, чтобы привлечь инвесторов, которые на территории порта могут создать новые предприятия, создать новые рабочие места, но мы сталкиваемся с сопротивлением Вентспилсской думы. Мы очень надеемся на понимание самоуправления и на то, что их политика изменится", - сказал представитель порта.