РИГА, 11 дек — Sputnik, Андрей Татарчук. Десятки тысяч советских девушек и женщин в период нацистской оккупации были изнасилованы служащими подразделений вермахта, СС, СД, союзниками и коллаборационистами нацистов, но об этом стараются не упоминать. Доклад российского кандидата исторических наук Ксении Сак, прозвучавший онлайн в рамках Санкт-Петербургского международного научного форума "Сохранение Памяти" – один из очень немногих на эту тяжелую тему на постсоветском пространстве.
Изнасилования в рамках плана "Ост"
Проблема игнорирования и замалчивания изнасилований, совершенных нацистами, в бывшем СССР и в целом в славянских и кавказских странах – крайне сложная, учитывая наше особо щепетильное отношение к подобным преступлениям против чести. В отличие от России, для западных историков, писателей и журналистов эта тематика не является табуированной, что позволяет создавать фейки вроде "двух миллионов изнасилованных солдатами Красной армии немок", о которых сообщил журнал "Шпигель" в 2012 году. Впрочем, даже сами немецкие историки опровергают эту цифру, а учитывая, что за подобные преступления в РККА приказами по армии следовало жесткое наказание вплоть до расстрела, советские солдаты в освобожденной Европе стали образцом воинской чести и человеческого достоинства.
"Неучтенные и забытые: изнасилованные женщины на советских оккупированных территориях", - так называется тема доклада московского историка Ксении Сак. Доклад – эмоционально ужасный по фактологическому содержанию, но на эту тему нужно говорить: насилие против женщин со стороны оккупантов стран Оси и местных коллаборационистских подразделений было фактически узаконено в рамках реализации плана "Ост" по геноциду мирных жителей Польши, России, Белоруссии, стран Прибалтики и других территорий в составе Советского Союза.
"Мы очень мало знаем об изнасилованиях, совершенных немцами на Восточном фронте, в отличие от преступлений Холокоста и создания системы уничтожения людей в концлагерях и гетто. Сексуальное изнасилование не вписывается в концепцию героизма страны-победителя, в этой концепции не может быть десятков тысяч изнасилованных жен, дочерей и матерей. На Западе "два миллиона изнасилованных немок, из них 600 тысяч – в Берлине" является темой политических спекуляций о "Германии – девушке, изнасилованной сталинской Красной армией". Проблема и в том, что изнасилованные (в том числе солдатами США на пути от Нормандии до Берлина) немки говорили об этом, обращались в суды и церковные приходы, а советские женщины предпочитали молчать о бесчестии", - говорит Ксения Сак.
Мифы и спекуляции о советских солдатах, якобы изнасиловавших миллионы немок, безусловно, возникают не на ровном месте – это часть кампании по деглорификации СССР как страны мира, победившей нацизм. Нормой среди солдат Красной армии насилие в отношении германский фройляйн не являлось – собственно, это было позором для чести. Известный факт: после капитуляции гарнизона противника в Кёнигсберге армия была переброшена из Восточной Пруссии в Силезию и передана 1-му Украинскому фронту. На второй день после передислокации по приказу маршала Ивана Конева перед строем были расстреляны сорок советских солдат и офицеров, и ни одного случая изнасилования и убийства мирного населения в Силезии, совершенного освободителями, не было.
По словам Ксении Сак, изнасилования советских женщин, совершенные солдатами вермахта, СС, СД и коллаборационистами на оккупированных территориях фактически не документировались первые полтора года Великой Отечественной войны. Но после того, как группа армий "Центр" генерал-фельдмаршала Вальтера фон Браухича была отброшена от Москвы, вскрылись тысячи фактов изнасилований. В 1942 году была создана Чрезвычайная государственная комиссия (ЧГК), фиксировавшая в том числе подобные преступления. Автор доклада привела пример кинохроники ЧГК на третий год войны во Ржеве. Эта хроника была показана в ходе Нюрнбергского трибунала. "В соседнем доме – замученная нацистскими солдатами семья. Сын Валентин, 18 лет, застрелен выстрелом в глаз. Дочь Рая, 15 лет, заколота штыком. Дочь Катя, 5 месяцев, застрелена выстрелом в висок. Дочь Зина, 18 лет, изнасилована и убита…"
Изнасилования советских женщин попадали в сводки НКВД и в донесения советских партизан, ЧГК с ноября 1942 года создавала комиссии в освобожденных населенных пунктах и собирала свидетельства местного населения, включая показания женщин, ставших жертвами насилия, а также их матерей. Материалы ЧГК далеко не полные, например, убитых после изнасилования советских женщин дознаватели вносили в графу "убитые", не упоминая факт насилия. Учета изнасилований, как признала автор доклада, почти не велось: так, в одной из станиц Краснодарского края более 10 женщин указали, что они были изнасилованы, но в отчетах этого не появилось.
Сам факт изнасилования деморализовал и дискредитировал в глазах общества советскую женщину, многие просто молчали. Единственное, что могли сделать родственники изнасилованных, – безжалостно мстить.
В некоторых современных источниках попадаются предположения, что немецкая армия не причастна или виновна минимально в таких преступлениях против личности на оккупированных территориях: с точки зрения идеологии нацистского Третьего рейха сексуальные контакты с представителями неарийской расы считались недопустимыми. В то же время на землях Украинской ССР, в Ставрополье и в Риге открывались солдатские и офицерские бордели, где военнослужащие Восточного фронта могли снять напряжение за несколько десятков марок, купив услуги все той же неарийской женщины – после войны таких поражали в гражданских правах как "фашистских подстилок". По словам историка Ксении Сак, публичные дома также являлись формой насилия, но речь в данном контексте идет о спонтанных, чаще всего групповых изнасилованиях, после которых женщин часто увечили или убивали.
"Мне встречалась такая точка зрения, что солдаты вермахта цивилизованно ходили в бордели, но это далеко от реальности. При оккупации, согласно плану "Ост", существовала установка особой жестокости к местному населению на занятых территориях. Изнасилования совершались в еврейских гетто и в концлагерях, но также в домах, квартирах, сараях, куда были согнаны жители. Большая часть таких преступлений зафиксирована при занятии населенных пунктов или при отступлении, но много изнасилований было и в период стабилизации, когда линия фронта находилась вдалеке. Часто свидетелями группового насилия становились родственники женщин и девушек – родители, мужья, дети. В Истринском районе Московской области 25 солдат изнасиловали русскую девушку. Почти всегда насильники были пьяны, иногда до такого состояния, что это приводило к половой дисфункции и девушки могли убежать. Вернувшись, они могли найти в своем доме убитыми всю семью", - говорит автор доклада.
Жертвами, согласно данным архивов, становились представительницы слабого пола самых разных возрастов – историк нашла в архивах факт изнасилования немецкими солдатами 9-летней девочки, катавшейся на лыжах. Были случаи изнасилований пожилых женщин – вплоть до 68 лет. Такие преступления почти всегда сопровождались побоями и травмами, некоторые жертвы сходили с ума и пытались повеситься.
И безнаказанно, и бесконтрольно
После 1943 года и разгрома группировки фон Паулюса под Сталинградом нацистское командование озаботилось формированием лояльности советского народа к "солдатам фюрера и великой Германии". Де-юре это было попыткой остановить вал преступлений на почве секса против советских женщин, но фактически не смогло изменить ситуацию. Согласно данным германских архивов, полевые суды вермахта к 1944 году осудили 5349 немецких солдат за "запрещенные сексуальные сношения с русским населением на Восточном фронте". Сегодня даже русскоязычная редакция "Немецкой волны" признает, что в действительности число подобных случаев было намного больше.
По словам Ксении Сак, страх и моральный распад оккупационных сил в последние два года войны участил подобные преступления. Конец войны и цианид во рту Гитлера уже неизбежны, практически всегда насильники пьяны и злы. В спецсообщении НКВД по Калининградской области в середине 1944 года говорится: "В деревне Высокое солдаты насилуют женщин, бесчинствуют, раздеваются догола и в таком виде пьяные ходят по улицам деревни. Политико-моральное состояние немецких войск характеризуется чрезвычайно низко".
И еще момент – за поруганную честь дочерей чаще всего заступались родители, редко – соседи, боявшиеся, что их жен и дочерей ждет та же участь. А за одного убитого насильника из подразделений вермахта или СД оккупационные власти показательно сжигали целые деревни. Некоторые матери обращались с требованием справедливого суда в местные коллаборационистские власти.
"В Молдавии немцы изнасиловали 9-летнюю девочку – мать нашла ее всю в крови, без сознания. На следующий день мать пошла в комендатуру и подала заявление – над ней посмеялись, все закончилось ничем. В Курской области муж женщины, изнасилованной солдатами вермахта, отказался с ней жить, заявив, что она "опороченная, грязная". Его вызвал комендант села: "Если ты не будешь жить со своей женой, мы тебя повесим. Сочти за честь, что твоей женой не брезгуют солдаты великой Германии". В Краснодарском крае румынские солдаты изнасиловали двух девушек, работавших в оккупационной комендатуре. Они пошли жаловаться начальству и получили ответ: "Почему бы солдатам вас не использовать?" Все эти факты говорят, что тысячи изнасилований остались в лучшем случае на бумаге – преступления оккупантов были и безнаказанными, и бесконтрольными", - говорит историк.
Сексуальное насилие стало одной из допустимых форм поведения немцев и их союзников на оккупированных территориях, подчеркивает Ксения Сак. Изнасилования стали массовыми везде – от рейхскомиссариата Остланд, в который входили Латвия, Литва, Эстония и часть Белоруссии, до сел Украины и Молдавии, Северного Кавказа и Крыма.
Ганс, а ты ничего не забыл?
К сожалению, факты этих преступлений не стали частью Нюрнбергского процесса над нацистами, а большинство советских женщин предпочли скрыть позор. Существовала идея потребовать от Германии репарации – 3000 рублей за изнасилованную женщину и 5000 рублей за обесчещенную девушку, но советское руководство ее не поддержало.
Долгое время, в послевоенные годы, после распада СССР, до начала манифестаций на Западе о "двух миллионах изнасилованных немок" об этом вообще молчали. Действительно, неудобно, стыдно. Наверное, теперь об этом уже можно и нужно говорить в рамках европейского демократического дискурса - хотя бы для того, чтобы противостоять попыткам ревизионизма истории, обеления преступлений гитлеровского режима. Это важно и историкам, и либеральным силам феминистического толка. Там, правда, пока только множатся генеральные мифы об ордах, нахлынувших с востока, чтобы изнасиловать почти всех немок.
Этот интерес общества и дальнейшие разоблачения в Европе подогревают следующие три направления восприятия события:
1. Ревизионистская позиция: массовые изнасилования немецких женщин советскими солдатами подтверждают неизбежность войны Германии с "нецивилизованным" Советским Союзом. Это момент идеологического формирования "новой концепции" Второй мировой войны, которая активно продвигается на Украине, в США и в мейнстриме ЕС, а также отчасти даже в современной Германии.
2. Умеренная позиция, не прославляющая войну, но открывающая возможность для восприятия немцев как жертв войны.
3. Позиция наивного феминизма, исходящего из универсальной патриархальной модели: женщина на войне и вообще всегда может стать жертвой насилия со стороны мужчины.
Как резюмирует Ксения Сак, безусловно, любое насилие и тем более изнасилование – одни из самых отвратительных действий, на которое может быть способен человек. Безусловно, дисциплина в Красной армии в Европе в 1945 году была на порядок выше, чем в агонизирующих частях Третьего рейха. Но исследования животных преступлений немецких военных в годы оккупации Советского Союза – малоизученный аспект нацизма, где историкам и журналистам открывается крайне недемократическая реальность. Российский проект "Цифровая история" планирует подробнее изучить данный вопрос.