Литва идет ва-банк: к чему могут привести санкции против "Беларуськалия"

© Railway Photo Вагон компании "БеларусьКалий"
Вагон компании БеларусьКалий - Sputnik Латвия
Подписаться
Тихановская призывала правительство Литвы рассмотреть санкции в отношении производителя удобрений "Беларуськалий", его грузы составляют более 25% от общего объема перевалки в порту Клайпеды

РИГА, 10 дек — Sputnik. Будущий министр экономики Литвы Аушрине Армонайте считает, что новое правительство должно рассмотреть просьбу белорусской оппозиции о введении санкций в отношении государственного предприятия "Беларуськалий". Компания является крупнейшим грузоотправителем для Клайпедского порта, в случае полного прекращения транзита порт может потерять более четверти грузооборота.

Клайпедский морской порт - Sputnik Латвия
В Клайпедском порту считают, что Беларусь только пугает переводом грузов в РФ

Лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская призвала правительство Литвы рассмотреть санкции в отношении производителя удобрений "Беларуськалий", утверждая, что это государственное белорусское предприятие преследует своих работников за протесты против режима Александра Лукашенко, передает Obzor.lt.

"Мы просим не закупать продукцию "Беларуськалия", чтобы деньги этих предприятий не поступали режиму Лукашенко. Это связано не только с "Беларуськалием", но также с "Гродно Азотом", "Нафтаном" и другими компаниями, которые важны для режима. Но мы не говорим о вечной остановке – с приходом нового президента или переходного периода все связи должны быть возобновлены", – сказала Тихановская в интервью BNS.

Она заявила, что этот вопрос уже обсуждался с литовскими представителями.

Будущий министр экономики Литвы Аушрине Армонайте, комментируя интервью Тихановской, заявила, что правительству стоит рассмотреть просьбу белорусской оппозиции.

"Я считаю, что этот вопрос стоит рассмотреть. Я не могу комментировать конкретную модель, следует все оценить. Есть вопросы прав человека, которые являются ценностными и важными, есть и экономические интересы, которые являются краткосрочными. Да, это может оказать негативные последствия для экономики Литвы, но это может оказать негативные последствия и на исход белорусского режима", – сказала Армонайте.

Между тем назначенный министром иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис утверждает, что у Литвы нет возможности вводить односторонние экономические санкции. По его словам, это может сделать только Евросоюз.

"В данный момент в ЕС уже идет дискуссия о третьем пакете санкций, в котором ожидаются возможные санкции по отношению к предпринимателям и компаниям, финансирующим режим", – сказал он.

В свою очередь, Альгис Латакас - глава Клайпедского порта, который грузит белорусские удобрения, заявил, что санкции возымеют негативное влияние на порт. Поэтому, по его словам, санкции следует вводить в отношении лиц, а не бизнеса.

"В экономическом смысле это окажет очень негативное воздействие на порт, поскольку эта часть грузов очень велика, а грузы "Беларуськалия" следуют через Клайпедский порт в больших объемах, поэтому в экономическом смысле на самом деле это будет очень большой убыток", – сказал Латакас.

"Санкции, если они применяются, то должны применяться в отношении лиц, а не сектора бизнеса, компании. Санкции должны быть целенаправленные, а не использоваться в конкурентной борьбе", – добавил он.

Товарный поезд - Sputnik Латвия
Призывы к диверсиям учтут: Беларусь работает над переводом грузов из Прибалтики

Ежегодно в Клайпедском порту переваливается около 12 миллионов тонн белорусских удобрений, из которых большую часть составляют грузы "Беларуськалия". Компания владеет 30% акций терминала Biriu kroviniu terminalas, через эту компанию, контролируемую литовским предпринимателем Игорем Удовицким, экспортируются белорусские удобрения по всему миру.

Глава порта утверждает, что после потери части грузов вернуть их будет очень сложно.

В целом белорусские грузы в 2019 году составили 30,5% совокупных погрузок порта (14,1 миллиона тонн из 46,3 миллиона тонн).

Ранее президент Александр Лукашенко, комментируя санкции Прибалтики в отношении его и еще ряда белорусских должностных лиц, заявил, что Минск прорабатывает ответные экономические решения, имея в виду в том числе переориентацию транзита белорусских грузов на Россию. В основном речь шла о переориентации потока белорусских нефтепродуктов.

Также Беларусь готова рассмотреть строительство морского терминала в Ленинградской области за счет сэкономленных средств российского кредита на возведение БелАЭС, заявил Лукашенко на встрече с губернатором региона Александром Дрозденко 25 сентября. В свою очередь, губернатор сказал, что Беларусь могла бы войти в уже реализующиеся проекты в регионе, например в порту Усть-Луга.

Лента новостей
0