РИГА, 12 окт — Sputnik. Пока нет никаких сигналов, свидетельствующих о том, что белорусских грузов в Клайпедском порту может стать меньше, заявил глава порта, передает obzor.lt.
"Цифры никаких показаний нам не дают. Наоборот, в сентябре погрузки навальных продуктов, в том числе и удобрений, были хорошие. Мы чувствуем и видим в общественном пространстве, что где-то кто-то пытается строить терминал или оказывать влияние, однако погрузки идут нормально, и транспорт, и суда, все остальное, эти грузы едут", - сказал гендиректор порта Альгис Латакас.
По словам Латакаса, перенаправление грузов было бы невыгодно самой Беларуси, кроме того, чтобы найти новые маршруты, нужно время.
"На нефтепродукты нужно меньше времени, потому что у терминалов в России есть мощности, их немало в северной части, они могли бы принять груз, но экономически это было бы очень дорого. С другими, навалочными белорусскими грузами не будет просто, так как свободных мощностей немного или их вообще нет, их нужно создать, это займет не один год", - сказал он.
Ранее президент Александр Лукашенко, комментируя санкции Прибалтики в отношении его и еще ряда белорусских должностных лиц, заявил, что Минск прорабатывает ответные экономические решения, имея в виду в том числе переориентацию транзита белорусских грузов на Россию.
Переброска нефтяных потоков из портов Литвы через российские порты, в частности Усть-Лугу, обсуждалась на переговорах премьеров России и Беларуси Михаила Мишустина и Романа Головченко 3 сентября. Сначала речь шла о переброске 3–4 миллионов тонн своих нефтепродуктов из портов Прибалтики в российские порты. В конце сентября прогноз по объему нефтепродуктов, который белорусские производители могут направить на перевалку из Литвы в российские порты, увеличен почти вдвое – до 4–6 миллионов тонн. Глава Минэнерго РФ Александр Новак заявил, что рассчитывает на то, что стороны договорятся уже в ближайшее время.
Также Беларусь готова рассмотреть строительство морского терминала в Ленинградской области за счет сэкономленных средств российского кредита на возведение БелАЭС, заявил Лукашенко на встрече с губернатором региона Александром Дрозденко 25 сентября. В свою очередь губернатор сказал, что Беларусь могла бы войти в уже реализующиеся проекты в регионе, например, в порту Усть-Луга.
В прошлом году примерно пятая часть перевозимых по латвийской железной дороге грузов шла из Беларуси или в Беларусь – в общей сложности это около 7 миллионов тонн, в свою очередь, за восемь месяцев этого года – почти 3 миллиона тонн. В основном это нефтепродукты.
Из 40 миллионов тонн годового грузооборота в порту литовской Клайпеды около 8 миллионов тонн составляют калийные удобрения, поставляемые из Беларуси по железной дороге, и около 4–5 миллионов тонн – нефтепродукты.