РИГА, 23 ноя — Sputnik. Российская сторона не будет делать скидки из бюджета для снижения стоимости транспортировки белорусских грузов в порты РФ, заявил замглавы Минтранса РФ Юрий Цветков. РФ предлагает самой БЖД делать скидки, чтобы уравнять тарифы с российскими, а грузоотправителям - заключать контракты take-or-pay. Кроме того, белорусы могут построить свои терминал на российской Балтике.
Отвечая на вопрос о переориентации белорусских нефтепродуктов с портов Прибалтики на российские порты, Цветков заявил, что вопрос сейчас прорабатывается с участием Минтранса, Минэнерго и Минпромторга РФ, передает РИА Новости.
Замглавы Минтранса рассказала, что в ходе обсуждения была отслежена цепочка движения белорусских товаров.
"По территории Белоруссии и России для транспортировки привлекается железная дорога, также учитывается стоимость перевалки в портах данных видов грузов и стоимость фрахта. В Минске 29 сентября подписан протокол о перевозках таких номенклатур: с какой станции и какой груз идет, какова его стоимость. После этого проводилось сравнение этих тарифов с российскими, сейчас в процессе переговоров можно "поджаться", - сказал Цветков.
Замминистра отметил, что сейчас РЖД дают белорусским грузоотправителям 50-процентную скидку на транспортировку и увеличивать ее не планируется. Для сокращения издержек на транспортировку российская сторона предлагает Белорусской железной дороге привести тариф в соответствие с российским.
"Железная дорога предоставляет уже 50% скидку для белорусских коллег. Мы бы хотели, чтобы они использовали такой же уровень тарифа, который бы значительно не превышал российский, и чтобы была возможность работать обеим сторонам в равных условиях", - сказал Цветков.
Также он добавил, что заключение контрактов на условиях "бери или плати" могло бы гарантировать российским портам определенный объем перевалки, и это позволило бы снизить тариф на обработку грузов.
"Стоимость портовой перевалки зачастую выше (в российских портах, по сравнению с портами Прибалтики - ред.) из-за небольшого количества долгосрочных контрактов take-or-pay, которые могли бы снизить эту стоимость. Пока таких контрактов нет", - заявил Цветков.
В целом, по его словам, белорусские нефтепродукты можно переваливать в портах Усть-Луга и Санкт-Петербург. "Возможный объем перевалки нефтепродуктов через российские порты – это порядка 6 миллионов тонн, по калийным удобрениям тоже значительный объем. Плюс, может быть, мы предложим коллегам, чтобы они свой собственный терминал (под удобрения – ред.) построили. Они колеблются, у них контракты есть с Прибалтикой. Они должны принять решение. Когда они увидят, что условия оговорены в части железных дорог и всего остального, они поймут, что перевозят, допустим, 1 миллион тонн в год", - резюмировал Цветков.
Переброска нефтяных потоков из портов Литвы через российские порты, в частности Усть-Лугу, обсуждалась на переговорах премьеров России и Беларуси Михаила Мишустина и Романа Головченко 3 сентября. Сначала речь шла о переброске 3–4 миллионов тонн своих нефтепродуктов из портов Прибалтики в российские порты. В конце сентября прогноз по объему нефтепродуктов, который белорусские производители могут направить на перевалку из Литвы в российские порты, увеличен почти вдвое – до 4–6 миллионов тонн. Глава Минэнерго РФ Александр Новак заявил, что рассчитывает на то, что стороны договорятся уже в ближайшее время.
Также Беларусь готова рассмотреть строительство морского терминала в Ленинградской области за счет сэкономленных средств российского кредита на возведение БелАЭС, заявил Лукашенко на встрече с губернатором региона Александром Дрозденко 25 сентября. В свою очередь губернатор сказал, что Беларусь могла бы войти в уже реализующиеся проекты в регионе, например в порту Усть-Луга.
В прошлом году примерно пятая часть перевозимых по латвийской железной дороге грузов шла из Беларуси или в Беларусь – в общей сложности это около 7 миллионов тонн, а за восемь месяцев этого года – почти 3 миллиона тонн. В основном это нефтепродукты.
Из 40 миллионов тонн годового грузооборота в порту литовской Клайпеды около 8 миллионов тонн составляют калийные удобрения, поставляемые из Беларуси по железной дороге, и около 4–5 миллионов тонн – нефтепродукты.