Как продать пачку масла за 7 долларов: в Латвии хотят создать грузовую авикомпанию

© Sputnik . Оксана ДжаданАэропорт "Рига"
Аэропорт Рига - Sputnik Латвия
Подписаться
В Латвии создается частная грузовая авиакомпания с самолетами средней дальности грузоподъемностью 42-50 тонн для обслуживания регионов Центральной Азии, Китая, Африки

РИГА, 6 ноя — Sputnik, Юлия Грант. Потеряв 71% пассажирооборота, по сравнению с 2019 годом, аэропорт Рига и Латвийская ассоциация авиации намерены сделать ставку на превращение воздушной гавани в полноценный грузовой хаб для среднемагистральной авиации, с перспективой трансатлантических перелетов. "В Катаре пачка сливочного масла стоит 7 долларов. Если в Польше и Латвии себестоимость ее производства одинакова, то выиграет тот, у кого дешевле доставка", - утверждает советник правления аэропорта Артурс Кокарс.

Латвийская ассоциация авиации выступила с идеей создания частной грузовой авиакомпании, чтобы побороться за рынок перевозок, претерпевший существенные изменения с началом пандемии. Если раньше каждый пассажирский самолет мог взять на борт около 20 тонн коммерческого груза, теперь эти возможности исчезли, что моментально взвинтило ставки.

Директор научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации Александр Фридлянд - Sputnik Латвия
Фридлянд: Латвия заплатит втридорога, если не спасет сейчас airBaltic

"Грузы из Китая практически весь 2020 год доставляются по "рождественским" высоким ценам, – говорит проект-менеджер компании A&A Logistic Дмитрий Трунов. – Это 3-4 доллара за килограмм, причем еще надо ухитриться попасть в график доставок. В авиаперевозках возникли очереди".

При этом стоимость обратной перевозки в Китай или в направлении Китая может быть низкой, так как речь идет о загрузке порожнего рейса. Норвегия наращивает поставки своего охлажденного лосося в Китай, и это обходится всего в доллар за килограмм. Таким образом, если заменить специальный фрахт использованием порожнего трафика, можно не только существенно сэкономить, но и выйти на новые рынки.

"В данный момент нет проблем что-то произвести, проблема – доставить на рынок, где продукт потребляют. Экспорт – кровь любой экономики, – напоминает Артурс Кокарс. – В Баку сумка сырков "Карумс" – 500 штук – в магазине раскупается в течение часа. Но поставок хотя бы средним оптом туда нет. На подобные рынки можно выйти только с помощью авиации. И это решение для латвийских производителей".

"У нас красивые лозунги про экспорт не подкреплены пониманием, где мы можем найти рынок сбыта для наших пищевых продуктов, которые по цене неконкурентоспособны с польскими и литовскими, поскольку относятся к премиум-классу, – считает член правления Латвийской ассоциации авиации Айварс Ритовс. – Чтобы доставить наши продукты на рынки, где меньше конкуренция, нужна авиация средней дальности. Африка, Ближний Восток и так далее. Проект создания грузовой авиакомпании, обслуживающей крупных мировых интернет-торговцев, – о том, как за счет доноров достичь этих рынков".

Авиаэксперт, управляющий директор журнала Авиатранспортное обозрение Максим Пядушкин - Sputnik Латвия
Пядушкин: Латвии придется пойти на экстренные меры, если ей нужна своя авиакомпания

Артурс Кокарс отмечает, что радикально изменилась структура авиарынка. Такие игроки, как китайский "Али-баба", формируют свой грузовой флот, подписывая долгосрочные контракты. Для прочих свободных бортов на фрахт нет. "Сейчас мы в этом рынке не участвуем. Есть грузовой поток из Китая, но он довольно зыбкий. У нас нет конкурентоспособного предложения. В то же время Эстония создает свою грузовую авиакомпанию на базе самолетов "Боинг-747", поэтому нам надо двигаться в этом направлении как можно быстрее".

Латвийская ассоциация делает ставку на самолеты средней дальности, грузоподъемностью 42–50 тонн, и переоборудование невостребованных пассажирских лайнеров в грузовые. Для начала деятельности понадобится 2–3 борта, причем на их приобретение можно получить субсидии Евросоюза, который выделяет деньги на стимулирование постковидной экономики. Проект поддерживают (пока морально) министерства экономики и сообщений, ассоциаций молочной, мясной и рыбной отрасли. Денег из бюджета проект не потребует. Айварс Ритовс подчеркивает, что домашняя работа для развития грузового хаба в Риге уже сделана: инфраструктура позволяет обслуживать десятки рейсов в день. Но нет самолетов…

"Финансово авиационная отрасль истощена, – говорит Артурс Кокарс. – Ежедневные убытки Lufthansa исчисляются в 20 миллионов евро, но ее деятельность не останавливается, то же касается Air France-KLM. Правительства поддерживают их ради того, чтобы, когда рынок начнет восстанавливаться, было на чем летать и было кому. В том, что рынок пойдет на подъем, сомнений нет. 200–300 миллионов инвестиций в национальную авиакомпанию air Baltic – это коммерческий вклад, который окупится в течение 5 лет. Ни одна из зарубежных частных авиакомпаний не придет на наш рынок, не будет из аэропорта Рига строить полетные сетки в 80 направлений. Авиация – ключевой фактор, чтобы конкурировать с остальным миром. Мы не можем в конкурентной борьбе проигрывать странам, где есть национальные перевозчики, получающие поддержку на национальном уровне. Речь идет о создании нового потока в бизнесе и регулярной добавленной стоимости. И гранты ЕС для роста экономики нужно использовать именно на такие проекты".

Лента новостей
0