РИГА, 3 ноя — Sputnik. Девять самоуправлений в Земгале решительно возражают против намерения министерства охраны среды и регионального развития (МОСРР) ликвидировать мусорный полигон "Бракшки". Это решение грозит ростом тарифов на вывоз отходов почти всем жителям Земгале, сообщает TV3. Министерство признает, что никаких компенсационных механизмов для жителей не предусмотрено.
Закрытие свалки связано с реформой, предложенной МОСРР — вместо нынешних десяти полигонов бытовых отходов в Латвии должно остаться только пять. В Земгале не будет ни одного. Теперь отходы из Елгавы, Добеле, Ауце, Тервете, Озолниеки, Иецавы, Рундале и Вецумниеков будут возить на свалку Гетлини под Ригой. Девять земгальских самоуправлений предупреждают — это значительно увеличит тарифы на вывоз мусора.
"Будет удорожание от 26% до 30%", - указал член правления SIA "Jelgavas komunālie pakalpojumi" Алвилс Гринфелдс.
"Абсурдно, что это решение ударит по кошелькам жителей", - считает председатель Елгавской краевой думы Зиедонис Цауне.
Из самого отдаленного пункта Землаге, Ауцкого края, до Гетлини мусоровозу придется каждый раз ехать 190 километров. Примерно 140 километров до туда из самого дальнего пункта Елгавского края — Вилце. Ежедневные переезды туда и обратно через пол-Латвии только увеличат загрязнение окружающей среды.
"Нашему муниципальному предприятию придется купить дополнительные машины, чтобы можно было везти мусор на такие расстояния до Риги, и это будут оплачивать жители из своих кошельков. То, что так и будет, более чем понятно", - подчеркнул Цауне.
МОСРР обосновывает решение о закрытии полигона в Земгале требованиями и целями, выдвинутыми Евросоюзам.
"(Мы должны) стремиться к тому, чтобы на мусорных полигонах хранилось как можно меньше отходов. Через 15 лет можно будет хранить не более 10% производимых бытовых отходов. Сейчас их более 60%. Эту деятельность надо концентрировать. Не могут полигоны по всей Латвии осуществлять одни и те же функции", - говорит заместитель госсекретаря МОСРР по вопросам экологической безопасности Алда Озола.
Этот аргумент не убеждает Латвийскую ассоциацию предприятий, занимающихся отходами.
"Гетлини не безразмерны. Если мы закроем однин объект, другой заполним намного раньше", - отмечает глава исполнительной дирекции ассоциации Армандс Николаев.
Он также считает, что министерство не смогло экономически обосновать закрытие земгальского мусорного полигона. К тому же, неприемлемо, что в результате за это решение заплатят потребители.
"Необходимо больше коммуникации между самоуправлениями, нашими организациями и государством, чтобы оптимизировать этот процесс и обеспечить переход", - заявил Николаев.
Один из аргументов министерства состоит в том, что на полигоне Брашки нет пункта переработки биоразлагаемых отходов. Но на свалке говорят, что такой проект у них был, и они даже зарезервировали под него землю, но государство дважды заблокировало заявки на финансирование.
По результатам реформы Гетлини станут Среднелатвийским полигоном.
"Не могу сказать, для кого, но для кого-то приготовлен этот лакомый кусок, этот Среднелатвийский полигон. Этот бизнес у кого-то пойдет очень хорошо. Я считаю, что это политический заказ на какой-то проект, потому что экономического обоснования тут никакого нет. Мне жаль, что правительство не считается со 120 000 людей, которым это решение испортит жизнь", - считает Цауне.
Когда закроется полигон Бракшки, перестанет работать и расположенный неподалеку сортировочный цех. В его обустройство были вложены деньги Евросоюза и самоуправления. Руководство свалки не утвердило предложение сортировать все земгальские отходы здесь, прежде чем везти в Гетлини. Можно было бы отделять неперерабатываемые отходы и делать из них твердое вторичное топливо (RDF), но в этих условиях это экономически невыгодно.
"Отделять 15, ну хорошо, 20% RDF с помощью нашего оборудования, а остальные 80% увозить — я тут не вижу экономической выгоды как руководитель предприятия", - заявил Гринфелдс.
Когда земгальский полигон перестанет делать топливо из отходов, которое уже семь лет продает одному производителю цемента, эта прибыль, скорее всего, перейдет компании по обслуживанию отходов Clean-R, которая имеет аналогичные мощности в Гетлини. У них же придется в больших объемах закупать топливо елгавскому теплоэнергетическому предприятию Fortum Jelgava, которое через два года собирается отапливать город этим мусором. Правда, если топливо придется везти так издалека, за 70 километров, снизить тарифы на отопление для жителей не удастся. Поэтому Fortum Jelgava тоже просит правительство не утверждать предложенную МОСРР реформу.