Инвестиции сократятся: бизнес недоволен реформой портов Латвии

© Sputnik / Sergey MelkonovКонтейнерный терминал в Рижском порту
Контейнерный терминал в Рижском порту - Sputnik Латвия
Министерство сообщения утверждает, что реформа портов бизнес не затронет, и не видит смысла проводить дополнительный экономический анализ; предприниматели в ответ сетуют, что их игнорируют и что чиновники в бизнесе ничего не понимают

РИГА, 28 сен — Sputnik. Предприятия Рижского порта высказали решительные возражения против реформы портов, сообщает Nekā personīga.

Хотя министр сообщения Талис Линкайтс заявляет, что все стороны выслушаны, а возражения приняты во внимание, предприниматели говорят обратное.

Где истина

Объем активов японской компании Mitsui & Co оценивается в 108 миллиардов долларов – это примерно десять годовых бюджетов Латвии. Предприятие занимается химической промышленностью, металлопереработкой, перевозит грузы. Семь лет назад дочернее предприятие Mitsui & Co в Сингапуре приобрело предприятие "Рижский универсальный терминал" (Rīgas universālais termināls). Сейчас это крупнейший стивидор в столице – каждый шестой груз в Риге переваливается здесь.

Зилупский железнодорожный пограничный пункт. Транзит грузов из России в Латвию - Sputnik Латвия
Грузы российские, система советская: министр о проблемах латвийского транзита

Акционеры хотели бы вкладывать средства в развитие предприятия, но эти планы приходится поставить на паузу из-за реформы портов.

Член правления, исполнительный директор "Рижского универсального терминала" Янис Касалис объясняет, что изменение законодательства заставляет любого инвестора выжидать.

"В этом году мы будем только наблюдать, когда реформу примут, мы будем ее анализировать. Пройдет еще один год, так что в течение двух лет мы потеряем какие-то инвестиции. Я думаю, что так на это смотрит любой инвестор, а у нас есть планы инвестировать и в другие терминалы в Латвии. В данный момент мы, конечно, наблюдаем, как все проходит.

Мы высказывали свое мнение о том, что мы видим, но высказать мнение и быть услышанным и принятым во внимание – это две большие разницы. Мы считаем, что высказанное нами мнение просто не принимается во внимание", – посетовал Касалис.

На вопрос о том, как получается, что предприниматели говорят, что их не слушают, а Минсообщения утверждает, что их слушает, министр Талис Линкайтс ответил уклончиво: "Правда точно где-то посередине".

Диалог с бизнесом

По мнению министерства, реформа изменит только "юридическую рамку" портов, но не повлияет на бизнес. Предприниматели уверены в обратном – они полагают, что реформа затронет их бизнес, в котором чиновники министерства не разбираются.

"Если честно, мы ничего не понимаем. Никто не смог объяснить нам понятным языком, какие будут выгоды от этой реформы, что на самом деле изменится.

Если нужен государственный контроль над портом, он уже есть: раньше в управлении свободного порта было четыре представителя от самоуправления и четыре от государства, сейчас только четыре от государства, так что оно контролирует порт. Преимуществ мы пока что, на самом деле, так и не нашли", - говорит председатель совета KST terminals Айгарс Кименис.

В Рижском, Вентспилсском и Лиепарском портах государство создаст общества капитала. Минтранс обещает выбирать в их правление профессионалов на конкурсах. Предприниматели, работающие в портах, видят другую подоплеку: цель обществ капитала – получать прибыль, а значит, услуги порта подорожают. Если в правлении портов не будет представителей бизнеса и самоуправления, они не смогут повлиять на происходящее в порту. Правила будет диктовать государство.

Рыбаки в порту Лиепаи. - Sputnik Латвия
Мэр Лиепаи: пусть государство даст 150 млн евро на порт, тогда и меняет форму правления

Представитель общества "Совет Рижского свободного порта", присяжный адвокат Лаурис Лиепа настаивает, что с предпринимателями, работающими в порту, необходимо поддерживать диалог, но сейчас платформа для такого диалога не предусмотрена, так что неясно, на основании чего и в каком формате будут учитываться интересы бизнеса.

"Нам необходимо какое-то государственное видение всей транзитной отрасли в целом, которое связано и с тарифами, и с разрешениями, и с согласованиями, со всеми инфраструктурными проектами и их строительством. Чтобы кто-то мог логично его изложить и показать, что превращение портов в общества капитала сделает их работу эффективнее", - заявил Кименис.

Сейчас на эти вопросы четкого ответа бизнесмены не слышат.

Мавр может уходить

Новая модель предусматривает передачу земли портов из муниципального владения новым государственным предприятиям. Самоуправления, особенно Лиепая, против.

"В начале девяностых, когда войска ушли, порт был фактически опустошен, там совершенно ничего не было – там были осыпавшиеся пристани, корабли и их остовы и старые подлодки. Всю работу по восстановлению порта взяло на себя Лиепайское самоуправление. А сейчас государство фактически говорит: мавр сделал свое дело, мавр может уходить, теперь мы сами будем хозяйничать", - говорит представитель Ассоциации арендаторов Лиепайского порта, присяжный адвокат Айнарс Крейцс.

Министр сообщения Латвийской Республики Талис Линкайтс - Sputnik Латвия
Кризис COVID-19 и уход грузов РФ: судьбу портов Латвии обсудили на "тайном" семинаре

Министерство в ответ ссылается на исследование Всемирного банка восьмилетней давности, в котором латвийские порты критикуют за неспособность привлечь грузы с высокой добавленной стоимостью и сотрудничество по большей части только с Россией и Беларусью, а также на рекомендации ОЭСР и анализ адвокатского бюро Kronbergs Čukste LEVIN, который лег в основу плана реформ.

"Единственное, что изменится, - это юридический статус свободного порта. В 2012 году проведено исследование Всемирного банка о том, что и как нужно сделать. Проведено специально заказанное юридическое исследование о том, какие есть риски. И это в основном юридические вопросы о мерах господдержки, содействия конкуренции, о том, как меняются отношения между государством и самоуправлениями в вопросе земли. Но не планируется менять никаких действительно экономических вопросов о налогах, договорах аренды и так далее. Поэтому мы не видим необходимости дополнительно изучать какие-то экономические аспекты", - заявил Линкайтс.

Премьер ждет

Предприниматели отмечают, что анализ адвокатского бюро неполный и в нем самом содержится рекомендация провести углубленное исследование. Но у министерства нет четкого бизнес-плана, нет анализа выгоды и затрат, нет полной финансовой и юридической оценки.

Как отмечает представитель группы по транспорту и инфраструктуре Совета иностранных инвесторов Гинта Крукле, экономического обоснования реформы так и не было предоставлено. При нормальной подготовке таких преобразований сначала происходит планирование и оценка, а потом уже пишется законопроект, но в этом случае сначала был подготовлен законопроект, а его срочность объяснили сроками, установленными кабмином.

"Вопрос в том, есть ли смысл проводить какую-то экономическую оценку в тот момент, когда уже принято концептуальное решение, что реформу будут проводить", - спрашивает Крукле.

План реформы на данный момент не готов. С понедельника, 28 сентября, министерство сообщения начнет обобщать рекомендации бизнесменов.

"Мы никуда не торопимся. Мы не хотим разрушить правительство или изменить правила игры в портах Латвии. Поэтому мы очень медленно, очень внимательно, шаг за шагом идем вперед", - заявил Линкайтс.

В порту Лиепаи. - Sputnik Латвия
Линкайтс рассказал о новой модели управления портами в Латвии: власти приберут их к рукам

"Предложение должно быть таким, чтобы Совет иностранных инвесторов сказал "да, это хорошее дело". Это то, чего я в любом случае жду, но еще не услышал от министра. Я жду", - заявил премьер Кришьянис Кариньш, который возглавляет Совет по портам, транзиту и логистике.

"Если говорить об изменениях, я думаю, нашей реакцией будет сокращение инвестиций. И мы пересмотрим свою деятельность. Мы - большой игрок на рынке, у нас есть возможность так или иначе приспособиться к изменениям ситуации. Но мы всегда видели свое развитие здесь, в Риге, на 10, 20 и даже 50 лет вперед. Это значит, на выходе из ситуации, возможно, придется просто скорректировать свое отношение к происходящему, а соответственно, главный способ это сделать – это инвестировать или не инвестировать", - отметил Касалис.

Он заявил, что при ухудшении ситуации это почувствует вся страна.

С начала реформы портов неофициально звучали допущения, что Минсообщения готовится выставить акции Рижского, Лиепайского и Вентспилсского портов на биржу. Талис Линкайтс опроверг эту информацию, заявив, что в период работы нынешнего кабмина полная или частичная приватизация портов не произойдет.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала