Грузы российские, система советская: министр о проблемах латвийского транзита

© Sputnik / Sergey MelkonovЗилупский железнодорожный пограничный пункт. Транзит грузов из России в Латвию
Зилупский железнодорожный пограничный пункт. Транзит грузов из России в Латвию - Sputnik Латвия
Подписаться
Латвийский сектор транзита проигрывает соседям, но Рига не будет менять свою политику по отношению, например, к Беларуси, чтобы перехватить у Клайпеды грузы удобрений

РИГА, 22 сен — Sputnik. Реформа в портах Латвии затеяна для того, чтобы в управление пришли профессионалы, а чиновничье влияние было сведено к минимуму. На железной дороге также начинаются преобразования – многие процессы не менялись там с советских времен, и в этом вопросе LDz отстала от литовских и эстонских железнодорожных компаний, заявил министр сообщения Латвии Талис Линкайтс в интервью Latvijas Avīze.

Порты

Реформа модели управления портами была разработана еще в 2002 году, ее пытались реанимировать в 2012 году, однако в то время местные власти были абсолютно в ней не заинтересованы, и ничего вперед не продвинулось, заявил Линкайтс.

Морской порт Усть-Луга - Sputnik Латвия
Путин распорядился посчитать: Беларусь готова перевести грузы из Прибалтики в Петербург

В декларации нынешнего правительства четко указано – необходимо создать систему профессионального управления портами на основе коммерческих принципов. Соответствующие поправки к закону о портах уже подготовлены, они предполагают преобразование администраций портов из неясных, аморфных структур под названием "производное публичного лица" в общества капитала. В дальнейшем советы и правления портов будут отбирать профессионалов на конкурсной основе, и политическое и чиновничье влияние будет сведено к минимуму, заявил министр.

Линкайтс подчеркнул, что именно сегодня – в условиях, когда ситуация в транспортной отрасли является негативной из-за влияния внешних рынков, главным образом в силу событий в России и Беларуси – эта реформа особенно актуальна. В управление портами должны прийти менеджеры, которые понимают принципы работы частного бизнеса, уверен Линкайтс.

В правлении Вентспилсского и Рижского портов уже работают только представители государства, Лиепайскому порту предлагается такая же схема. Однако это переходная модель управления, поправки к закону о портах предполагают, что крупные порты должны будут заключить соглашения о сотрудничестве с соответствующими самоуправлениями.

По мнению Линкайтса, реформа портов будет завершена уже в этом году.

На вопрос о том, как получилось, что один только Клайпедский порт в Литве стал переваливать больше грузов, чем все три крупных порта Латвии, Линкайтс ответил, что "еще совсем недавно все было не так", но ситуация изменилась с уходом российских грузов угля и нефтепродуктов.

"Латвийские порты более были зависимы от угольных и нефтяных грузов, шедших из России. Сегодня для нас эти грузы "отрезаны", конечно, сейчас на процессы негативно воздействует также ситуация в Беларуси", - сказал Линкайтс.

При этом министр отверг возможность побороться с Литвой за белорусские грузы путем смягчения позиции Риги по ситуации в Беларуси. Линкайтс заверил, что политическая позиция всех трех стран Балтии по выборам президента Беларуси не изменилась и "правительства не будут играть друг против друга". "Следовательно, я не ожидаю, что могут быть какие-либо исключения для одного, другого или третьего балтийского государства в политике, проводимой Россией или Беларусью. Если что-то случится, то это случится со всеми тремя странами Балтии", – сказал Линкайтс.

Железная дорога

Объемы грузовых железнодорожных перевозок за восемь месяцев 2020 года в Латвии уменьшились на 45,8% по сравнению с тем же периодом 2019 года, составив 15,385 миллиона тонн. В связи с сокращением перевозок Latvijas dzelzceļš в этом году потребовалась господдержка. По прогнозам председателя правления LDz Мариса Клейнбергса, денежные вливания из госбюджета понадобятся компании до 2025 года.

Перевалка угля в Рижском порту - Sputnik Латвия
Глава Латвийской железной дороги рассказал, чего ей стоила потеря грузов из РФ

Министр сообщения Талис Линкайтс, комментируя ситуацию, заявил, что Латвия впервые столкнулась с ситуацией, когда LDz не хватает средств на содержание инфраструктуры, поэтому запланирована масштабная реорганизация работы компании. Упор – на повышение эффективности.

"Десятилетиями наша система железнодорожного хозяйства сохранялась практически нетронутой еще с советских времен. Может быть, что-то менялось только на поверхности, - заявил Линкайтс. – Технологические процессы, замена подвижного состава, ремонтные работы, прием, обработка грузов – в других странах эти процессы уже давно организованы намного более эффективно".

По его словам, отправной точкой, с которой начался аудит LDz в целом, были именно показатели результативности. Например, количество обработанных грузов/вагонов на одного сотрудника или затраченные средства. По сравнению с железнодорожными компаниями Литвы и Эстонии LDz сильно отстает по этим показателям – и так было еще до всей этой ситуации со спадом объемов российских грузов, сказал Линкайтс.

По его словам, Латвийская железная дорога разработала четкую стратегию дальнейшего развития бизнеса, и она предполагает, что уже в 2022 году компания должна прийти к "положительному денежному потоку". В этой стратегии также предусмотрено, что расходы на содержание железнодорожной инфраструктуры могут быть уменьшены на 30 миллионов евро в год.

"Это первый год, когда инфраструктура Латвийской железной дороги субсидируется, но перед предприятием поставлена цель - работать с находящимися в ее распоряжении активами настолько рационально, чтобы в ближайшие годы все расходы могла покрыть сама Latvijas dzelzceļš", – заключил Линкайтс.

Лента новостей
0