РИГА, 12 авг — Sputnik, Дмитрий Олейников. Уже с нового года, возможно, услуги ТО в Латвии начнут оказывать только частные предприятия.
Сейчас Дирекция безопасности дорожного движения (ДБДД) входит в капитал четырех предприятий с участием частного капитала – Auteko & TUV Latvija, Autests, Scantest и Venttests. Эти компании обеспечивают работу на 31 станции техобслуживания по всей Латвии.
Старейшей из компаний, судя по информации публичных регистров, является Auteko & TUV Latvija, где 49% капитала принадлежит немецкому предприятию TUV International GmbH-Unternehmensgruppe TUV Rheinland, а 51% - ДБДД. В прошлом году компания показала прибыль в размере 1,34 миллиона евро при обороте 7,5 миллиона евро.
Autests зарегистрировано в 1998 году, и 80% его капитала владеет Ogres servisa centrs. Единственным владельцем Ogres servisa centrs является все та же немецкая фирма TUV International GmbH-Unternehmensgruppe TUV Rheinland. Прибыль Autests в прошлом году составила 331 570 евро при обороте в 2,081 миллиона евро. Scantest появилось в 1997 году, и помимо ДБДД (20%) имеет в учредителях шведскую фирму Carspect group (51%) и CA 88 (29%). Прибыль в прошлом году - 902 699 евро при обороте 3,71 миллиона евро.
Venttests зарегистрировано в 1998 году, а его учредителями являются ДБДД и Вентспилсская городская дума. Прибыль предприятия в прошлом году – 66 624 евро.
Все годы существования подобной системы прохождения техосмотров – на станциях ДБДД, которые, по сути, являются частными компаниями с участием государственного капитала – в обществе не исчезали сомнения в объективности отбора претендентов на этот прибыльный вид бизнеса. Считалось (и считается поныне), что эти предприятия представляют собой выгодный бизнес для лиц, близких к правящим партиям: использование государственного капитала в условиях искусственной монополии. Разве что принципы свободного рынка в единой Европе все больше омрачают прибыльную работу владельцев станций ТО. Если судить по приведенным выше показателям прибыльности предприятий, можно сделать вывод, что автовладельцы переплачивали и продолжают переплачивать за навязанные им услуги ТО.
Прозрачность конкурсов, организуемых ДБДД, также вызывает сомнения. Так, недавно Совет по конкуренции заявил, что конкурс на изготовление номерных знаков для автомобилей, проведенный ДБДД еще в 2016 году фактически был организован в интересах единственной фирмы, которая и стала победителем. Требования были составлены таким образом, чтобы ограничить число претендентов. В результате права на изготовление номерных знаков получило немецкое предприятие, предложившее за номер цену в 5 раз выше, чем в соседних странах.
Концепция, которую Минсообщения предложило на рассмотрение кабмина (и которая была утверждена) предусматривает, что до 30 ноября этого года ДБДД должна организовать аукционы и продать свои доли капитала в частных предприятиях. Затем будут организованы новые правила прохождения техосмотра в Латвии. ДБДД будет обеспечивать надзорную функцию и "покупать услуги" у частных предприятий.
Комментируя решение кабмина, исполняющий обязанности главы Совета по конкуренции Янис Рачко заявил: "Мы рады этому решению, только не понимаем, почему оно не было принято 20 лет назад". Имеется в виду, что искусственная монополия, сложившаяся вопреки законодательству в сфере прохождения ТО, существовала в Латвии на протяжении десятилетий.
Но вот кто будет выдавать "наклейки" автовладельцам и скольким предприятиям доверят этот бизнес – пока неясно. Из того, что говорилось на заседании кабинета министров, можно предполагать следующее: Латвия не собирается идти по пути Великобритании или Нидерландов, где техосмотр можно пройти в любом сертифицированном автосервисе.
В неконтролируемом росте количества пунктов ТО не заинтересована и сама Дирекция безопасности дорожного движения. Член правления ДБДД Айварс Аксенок отметил, что, во-первых, слишком большое количество фирм, "выдающих наклейки", будет сложно контролировать. Увеличится риск коррупции, связанной с получением ТО, и это влияет на безопасность дорожного движения в целом. Во-вторых, чем больше фирм работает на этом рынке, тем, соответственно, меньше клиентов на каждого. В итоге многие предприятия начнут стремительно поднимать цены на процедуру ТО, чтобы обеспечить себе доход.
В свою очередь, министр сообщений Талис Линкайтс полагает, что слишком большое количество фирм, оказывающих услуги ТО, негативно отразится на сумме налогов, которые получает государственный бюджет от ежегодной процедуры техосмотра.
В настоящее время в законе закреплено, что оказывать услуги ежегодного ТО не смогут автосервисы, то есть те, кто занимается ремонтом машин. Это должны будут делать только специально ориентированные на услугу ТО предприятия. Заявления чиновников позволяют предполагать, что выход ДБДД из капитала предприятий не слишком сильно либерализует рынок – конечному потребителю вряд ли стоит рассчитывать, что число станций ТО в Латвии стремительно вырастет, а цены на эту процедуру – снизятся. Хотя дорогостоящей процедуру техосмотра для автовладельцев делает не столько сама услуга проверки, а именно налоги и пошлины, связанные с содержанием автомобиля.