РИГА, 7 авг — Sputnik, Андрей Татарчук. Это произошло 6 августа 1941 года. Население края до сих пор die Stadt ohne Juden und Zigeuner - "город без евреев и цыган", с печалью констатировал Sputnik Латвия председатель самоуправления Сабиле и волости Абава Зигмундс Бруновс.
День памяти
Сабиле - один из самых красивых и спокойных городков на северо-востоке Курземе. Он находится в долине реки Абава. Здесь еще со времен курляндского герцога Екаба фон Кетлера разбиты самые северные в Европе виноградники.
Здесь, на тихой центральной улице Рига - сад кукол Дианы Кучере. И вообще Сабиле входит в топ локаций The Crazy Tourist, которые надо посетить в Латвии помимо Национальной оперы, Юрмалы и рижских кварталов югендстиля.
Мало кто задумывается, что 79 лет назад каждый пятнадцатый житель этого сказочного провинциального городка был расстрелян в соседнем лесу за то, что он еврей, коммунист или психически больной человек. Чудовищное у городка прошлое, если вдуматься, а не наслаждаться дегустацией знаменитого сабильского сидра "Сидрелла" и местного кислого вина, похожего на рейнские и мозельские сорта.
Очередной день памяти жертв расстрелов 6 августа в Абавской долине почтили председатель самоуправления Сабиле и Абавской волости Зигмундс Брунавс, председатель думы Талсинской волости Сандра Петерсоне и неравнодушные жители Риги.
Памятник на месте казни местных жителей - один из самых необычных в Латвии, где в годы Холокоста немецкая команда палачей "А" и местные коллаборационисты убили 72 тысячи латвийских евреев, 5 тысяч цыган и около 20 тысяч латышей и русских, служивших с 1940 года советской власти.
Мемориальный камень в лесу у бывший Светской мельницы на месте расстрела - большой ледниковый гранитный валун с цифрой 240, датой казни и многочисленными дырками, просверленными в камне. Они символизируют входящие пулевые отверстия. По традиции в них вставляют цветы в память жертв, в этот раз - белые гвоздики.
Белые цветы
Как рассказал Sputnik Латвия мэр Сабиле и Абавской волости Зигмундс Брунавс, трагедия оккупации Сабиле заключалась в той банальности и методичности, с которой спустя месяц с небольшим после вхождения частей вермахта в этот край, была уничтожена часть коренного населения, попавшая в нацистскую категорию "недочеловеков".
По данным рижского раввина-историка, руководителя еврейской общины "Шамир" и музея Холокоста в Латвии Менахема Баркагана, который. правда, не смог в четверг посетить мемориал в Сабиле в связи с занятостью, город Сабиле на закате Российской империи был на две трети еврейским поселением. В 1881 году из 1400 жителей около 900 были евреями. Многие из них бежали сюда из Польши из-за антисемитских настроений.
Особенностью местной еврейской общины было то, что с 1840 по 1864 год она являлась местом стажировки раввинов, которые начинали свое служение в Сабиле, а через несколько лет переходили в более крупные города.
Первый раввин города Менахем Израэльсон переехал служить в Кулдигу, раввины Мордехай Самунов и Дубер Вольф Липшиц - в Вентспилс. Однако раввин Цви Ролбе прослужил в этом городе Талсинского края с 1864 по 1900 год. С 24 марта 1940 года раввином был Изак Сегал - последний священник-иудей в Сабиле.
Национальная политика Карлиса Улманиса не была дружественной к еврейскому населению республики, но все же перед Второй мировой войной в Сабиле проживало 15,5% евреев. Они владели большинством продовольственных и промышленных магазинов, были ремесленниками - мастерами по пошиву одежды, сапожниками, жестянщиками, занимались продажей лесоматериалов и крупного рогатого скота.
Город арендовал скотобойню, принадлежавшую местной еврейской общине. По данным общества "Шамир", весной 1941 года большинство зажиточных евреев были высланы в Сибирь. Благодаря этому они, как и семья рижанина Гильмана и еще многие довоенные латвийские семьи, избежали уничтожения в рамках чудовищной "расовой гигиены" нацистов.
После нападения Третьего рейха на Советский Союз 22 июня 1941 года, небольшой группе сабильских жителей еврейской национальности удалось отступить в Россию вместе с Красной армией, а 2 июля 1941 года в город вошли первые отряды немецких войск.
Четвертого августа 1941 года все евреи Сабиле были арестованы (240 человек, среди которых были целые семьи с детьми). Их согнали в один из домов на берегу реки Абава.
Пятого августа всех посадили в машины и отвезли к заранее вырытым могильникам у дороги, недалеко от местечка Свенте у дороги в сторону Кулдиги.
На рассвете шестого августа все они были расстреляны. Среди расстрелянных был и последний раввин еврейской общины Сабиле - Изак Сегал.
Рядом с местом расстрела евреев находится вырытый в то же время еще один могильник, который был приготовлен для цыган Сабиле. Но цыган увезли из города, и во время Холокоста они чудом остались живы. А на утро в могилу с телами евреев Сабиле палачи бросили тела местных жителей, которые активно сотрудничали с советской властью.
Черные страницы истории
Председатель правления Балтийского географического общества Илгартс Зейбертс вырос в Абавской долине и каждый год приходит к мемориалу на месте расстрела. В лесу под Сабиле 6 августа 1941 года был убит его дед - латышский стрелок и коммунист, до войны живший в Свенте.
"Убийцы евреев в Талсинском районе, в Кандаве, Сабиле и Талси - те же люди, которые убили моего деда Фрица Зейберта, более 2500 жителей региона. На братском кладбище в Суктури покоятся жертвы фашистского террора, сочувствовавшие советской власти. Имена всех убийц известны, но теперь некоторым даже поставили памятники как "героям". В первые месяцы нацистской оккупации по всей Латвии создавались шуцманские отряды, в состав которых входили в основном бывшие айзсарги, полицейские и армейские офицеры времен Улманиса, а также активисты от его правящей партии крупных крестьян. Спаслись те, кто отступал с войсками РККА, и те, кого депортировали в Сибирь. Но убили почти всех остальных, город моих родных стал die Stadt ohne Juden und Zigeuner - "без евреев и цыган". Я, внук убитого латышского стрелка Фрициса Зейберта, приезжаю на это место каждый год, и я не прощу им своего деда", - говорит Зейбертс.
Мэр Сабиле Зигмундс Брунавс рассказал, что сейчас этот город - почти абсолютно латышский. 180-летнее здание синагоги, в которой служил Изак Сегал, уцелело, хотя при немецкой оккупации было сожжено и взорвано около 600 латвийских синагог и молельных домов.
Пациентов психоневрологического диспансера в Сабиле расстреляли вместе с местными евреями и коммунистами. И самое страшное, вещи расстрелянных появились в домах местных полицейских.
"Мы отреставрировали здание довоенной синагоги, в нем будет оборудован краеведческий музей. Нацистский геноцид - страшные страницы латвийской истории, мы, старшее поколение, помним об этом. Молодежи рассказывают об этом в школах, но, конечно, школьникам кажется, что те преступления были слишком давно. И знаете, цыган в Сабиле чудом не убили нацисты, они выжили. Им вернули довоенное имущество. А сколько цыган вернулись в наш город? Ни одного", - рассказал Брунавс.
Омерзительное прошлое
История латвийского Холокоста, расстрелы мирных жителей в Аудиньском лесу, Лудзе, Злекасе, в лиепайских дюнах и Румбульском лесу, в десятках сел и городов, как логическая и оговоренная в законах Третьего рейха часть плана "Ост", не забывается в Латвии.
В истории крошечной республики у моря есть не только белые, но и черные страницы - Холокост и нацистская оккупация тут худшее из всего. Но вместе с тем память о преступлениях против мирного населения объединяет общество, и это можно назвать интеграционной моделью.
Ежегодно 4 июля у мемориала на месте сожженной вместе с людьми Рижской хоральной синагоги на улице Гоголя встречаются латвийские политики и представители Латвийского антинацистского комитета. Президент Эгилс Левитс и премьер Кришьянис Кариньш, руководители Латвийского антинацистского комитета (ЛАК) Эдуард Гончаров и Иосиф Корен солидарны в осуждении геноцида и военных преступлений нацистского режима и коллаборационизма.
Это вселяет надежду на то, что омерзительное латвийское прошлое никогда не повторится.