РИГА, 5 авг — Sputnik. Снижение ВВП Латвии в этом году грозит превратится в миллионы и даже, возможно, миллиарды евро дефицита госбюджета, сообщает Neatkarīgā.
По данным министерства финансов, в первом полугодии дефицит госбюджета составил 131,4 миллиона евро: центральные власти перерасходовали 232,8 миллиона евро, а самоуправления сэкономили 101,4 миллиона евро.
Бюджет как ориентир
Если округлить, правительство планировало в этом году получить 9,9 миллиарда евро и потратить чуть более 10 миллиардов евро. А фактические убытки в размере 232,8 миллиона евро вдвое перекрывают дефицит, заложенный на весь год.
Формально до конца года нельзя будет утверждать, что правительство не выполняет закон о бюджете, потому что можно пообещать, что во второй половине года доходы будут больше, чем в первой, но никто ничего подобного не ожидает и не обещает. Скорее всего, руководство страны может заявить, что закон о бюджете — это не закон, а, скорее, один из ориентиров, которые позволяют отслеживать изменения в денежных потоках, вызванные последствиями пандемии.
Традиционно для оценки финансовых показателей используют сравнение с результатами того же периода прошлого года. Министерство финансов напоминает, что в первом полугодии прошлого года государство заработало на 679,2 миллиона евро больше, чем было запланировано. Так что при таком сравнении дыра в бюджете в нынешнем полугодии достигает 810,6 миллиона евро — по крайней мере, столько правительству придется найти сверх запланированных доходов, чтобы выравнять эту яму во втором полугодии.
С горы средств, накопленных в первом полугодии прошлого года, государство опустилось в яму недостачи, которая сейчас выглядит совсем небольшой ямкой в 63,2 миллиона евро — во всяком случае, так оценивает фактический дефицит общего правительственного сектора в 2019 году Центральное статистическое управление. Этот показатель не в полной мере соответствует дефициту общего бюджета, но эти показатели достаточно близки и позволяют прогнозировать, что в этом году правительство может потратить примерно на миллиард евро больше, чем сможет получить из внутренних и внешних источников.
Как просели доходы
Государственные доходы состоят из трех крупных статей. В первую очередь это налоговые поступления: в первой половине 2020 года они составили 4,17 миллиарда евро, что на 98,8 миллиона евро меньше, чем за тот же период прошлого года.
Вторая статья — это иностранная помощь в размере 735,5 миллиона евро, что на 264,1 миллиона евро меньше, чем за тот же период прошлого года. Это снижение показывает, что европейский период планирования 2014—2020 года подходит к концу, а с ним иссякает и финансовая помощь, запланированная для Латвии. Но не исключено, что в самом конце периода перед завершением 2020 года в Латвию поступит больше средств, так что баланс государства будет выглядеть не столь плачевно.
Третья статья — это неналоговые поступления, и здесь государство получило 0,45 миллиарда евро, на 9,7 миллиона больше, чем годом ранее. По крайней мере одним из источников прироста министерство финансов называет конфискацию преступно нажитых средств.
Структура расходов
Что касается расходов, в первом полугодии правительство потратило на 430,4 миллиона евро больше, чем за тот же период прошлого года. Рост расходов связан с пандемией нового коронавируса. Из-за него государство было вынуждено увеличить объем субсидий и дотаций на 209,2 миллиона евро, а социальные выплаты еще больше — на 237,7 миллиона евро. Из них меньшая часть (112,5 миллиона евро) пошла на пенсии согласно индексации, утвержденной в прошлом году, а большая часть (125,2 миллиона евро) — на социальные пособия. Объем пособий по простою, введенных специально из-за COVID-19, составил 46 миллионов евро.
Также понятен прирост объема пособий по безработице на 25 миллионов евро, но сложнее объяснить рост выплат пособий по болезни на 22,1 миллиона евро в государстве с 1257 зафиксированными случаями COVID-19, в большинстве из которых болезнь протекала в легкой форме. В лучшем случае государство тем самым откупалось от людей, которые реально болели, но не получили медицинской помощи, потому что деятельность государственных и частных медучреждений фактически остановилась в ожидании эпидемии COVID-19. В худшем случае речь идет о новых приемах растраты средств социального бюджета под предлогом фиктивных выплат больным.
Бюджетный дефицит тормозят главным образом за счет сокращения капитальных вложений в самоуправлениях. Министерство финансов допускает, что это последствия перевода учреждений на удаленный режим работы. Правда, то, что муниципальные чиновники сидели дома, не помешало им увеличить себе зарплаты в общей сложности на 14,7 миллиона евро (2,4%) по сравнению с прошлым годом, когда они ходили в офис.
Разница между доходами и расходами на всех уровнях госуправления покрывается за счет госдолга, который сейчас ничем не ограничен. А вливание заемных средств в оборот годится для поддержания и ВВП, и государственных доходов.