РИГА, 23 июл — Sputnik. Покупка государством в лице Augstsprieguma tīkls у российского "Газпрома" акций Conexus Baltic Grid не повлияет на рынок и потребителей, но она помогла государству получить контроль над газохранилищем и газораспределительной системой. Что само по себе неплохо, но тишина вокруг сделки удивляет, считает специалист по вопросам энергетики Юрис Озолиньш.
Augstsprieguma tikls заключило с российским холдингом "Газпром" сделку о покупке 34,1% акций Conexus, увеличив долю в предприятии до 68,46%. По данным "Газпрома", покупная цена пакета акций составила 77 миллионов евро.
"Законодатель еще раньше определил в законе об энергетике важных для отрасли субъектов. Одним из них как раз является Conexus – оператор газораспределительной системы и хранения газа. И у государства есть право первой руки при сделках с акциями компании.
От "Газпрома" было получено заявление с предложением воспользоваться этим правом. После этого министерство экономики провело оценку – насколько это отвечает интересам государства в долгосрочной перспективе и каковы риски при одном или другом варианте – и пришло к выводу, что покупка в интересах государства", – объяснил в эфире Латвийского радио 4 директор департамента энергетического рынка и инфраструктуры Минэкономики Эдийс Шайцанс.
По его словам, с помощью этой сделки государство укрепляет свою энергетическую безопасность, так как под контролем оказывается вся ГТС (и важная часть региональной балтийской системы). Кроме того, купив акции Conexus, государство получает в свое распоряжение ценный актив, о чем свидетельствуют нынешние финансовые показатели газораспределительной компании, отметил Шайцанс.
В свою очередь бывший министр энергетики Латвии Юрис Озолиньш, комментируя сделку, заявил, что изменение структуры собственников компании на потребителях не скажется.
"Это не известия для рынка и потребителей, но это имеет важное психологическое значение для правительства. Потому что все соседи, конечно, спрашивают: "Что у вас там происходит? У вас там такой важный элемент, и там дивиденды напрямую от компании получает "Газпром". С другой стороны, правильно было отмечено, что это (выход "Газпрома" из состава акционеров Conexus – ред.) напрямую уже было заложено в законе, что означает: какую цену "Газпром" запрашивал, столько и пришлось платить", - сказал Озолиньш.
По его мнению, в этой сделке удивляет лишь, почему все происходило так тихо.
"Думаю, самым интересным будет узнать, сколько за это заплатили. И почему это все произошло так тихо. Почему не было никаких сообщений — ни со стороны акционера Augstsprieguma tīkls, ни от владельца акционера, то есть, от министерства финансов, ни от Conexus? Государство ведь там давно присутствует", - отметил экс-министр.
Он полагает, что в том, что сделка вообще произошла, нет ничего скандального. Но вот информационное ее сопровождение вызывает сожаление: "Я бы сказал, налицо нелепое обращение с информацией. Зачем такая абсолютно не нужная закрытость?" – сказал Озолиньш.