РАФ – главный автомобиль московской Олимпиады

Подписаться
Всего РАФ изготовил 235 спецавтомобилей для проведения XXII Олимпийских игр; какие особенности были у восьми "олимпийских" модификаций

РИГА, 15 июл — Sputnik, Владислав Федотов. Вклад Латвии в московскую Олимпиаду на самом деле оказался значительным. К примеру, автомобиль РАФ, который выпускали в Елгаве, стал официальным транспортом XXII Летних Олимпийских игр.

В преддверии ОИ-80 прорабатывалась масса вопросов, среди которых стоял и такой: не только каким транспортом осуществлять доставку на соревнования спортсменов, тренеров и официальных лиц, но и как развозить зрителей, на чем передвигаться туристам, в конце концов, каким образом осуществлять доставку технического снаряжения и обеспечивать работу судей. Массу вопросов в этой связи снял латвийский завод микроавтобусов РАФ, а за основу официальной машины московской Олимпиады взяли модель 2203. Она была сконструирована на агрегатах легкового автомобиля "Волга" ГАЗ-24, и в конечном итоге на базе именно этой модели сделали восемь "олимпийских" модификаций для самых различных нужд оргкомитета ОИ-80:

1) Непосредственно РАФ-2203 был модернизирован для буксировки прицепов с парусными или гребными судами. Всего таких машин выпустили в количестве 55 экземпляров.

История РАФ: фабрика погибших автомобилей - Sputnik Латвия
Видео
История РАФ: фабрика погибших автомобилей

2) Модификация 2203-2907 предназначалась для сопровождения олимпийского огня во время эстафеты и выпущена в количестве 5 штук. Поскольку этим машинам со специальными номерными знаками серии "ОЛМ" приходилось двигаться со скоростью бегуна, для них была доработана система охлаждения, предохраняющая двигатель от перегрева. В задней части такого микроавтобусов располагался изолированный отсек для хранения шести олимпийских факелов: три лампы горели постоянно, еще три находились в резерве. В факельном отсеке помимо газовых баллонов, питающих запасной огонь, имелись средства пожаротушения и принудительная вентиляция. В хорошо оборудованном салоне работали два водителя и наблюдатель за огнем. В их распоряжении имелись два небольших дивана, стол с поворотным креслом, небольшой гардероб, холодильник и кондиционер.

3) Модель 2203-2908 была сделана исключительно для нужд оргкомитета "ОИ-80" (выпущено 15 экземпляров). Это были наиболее комфортные машины, оснащенные пятиместным салоном с двумя столами, пишущей машинкой "Эврика", радиостанцией "Алтай", цветным телевизором и холодильником ХАТЭ-12.

4) Модель 2203-2909, прототип пикапа с двойной кабиной, предназначался для технической поддержки велогонок. На грузовую платформу из кабины можно было попасть через внутреннюю двустворчатую дверь. В кузове располагались запчасти и инструменты для ремонта велосипедов, а на специальных кронштейнах в задней части машины могло крепиться до четырех запасных велосипедов. Таких автомобилей было выпущено 90 штук (еще два экземпляра были опытными, причем самый первый обладал однорядной двухместной кабиной).

© Sputnik / Владимир Богатырев / Перейти в фотобанкГруппа ведущих специалистов-конструкторов Рижского автомобильного завода, участвовавших в создании машин для Олимпиады-80
РАФ – главный автомобиль московской Олимпиады - Sputnik Латвия
Группа ведущих специалистов-конструкторов Рижского автомобильного завода, участвовавших в создании машин для Олимпиады-80

5) Модель 2203-2910 представляла из себя электромобиль с боковыми дверьми по обоим бортам и предназначалась для судей на дистанциях марафонского бега и спортивной ходьбы. В салоне располагались два стола с вращающимися сиденьями, на одном из которых находились магнитофон и секундомеры. Машины этой модификации на электрической тяге развивали скорость до 30 км/ч и могли проехать около 100 км (когда заряд батарей заканчивался, их заменяли через специальный люк в задней части машины). Для "ОИ-80" собрали 6 таких экземпляров (после Олимпиады силами ашхабадского ВНИИТ два электромобиля РАФ-2910 в опытном порядке оборудовали большими солнечными батареями).

6) Модель 2203-2911 также была отдана на откуп судьям соревнований. Главной особенностью этой модификации стали раздвижные двустворчатые задние двери и поворотное электронное табло на крыше. Аккумуляторы для питания информационной аппаратуры располагались внутри салона под рабочим столом (выпустили 20 экземпляров).

7) Модель 2203-2913 – это передвижная лаборатория для медосмотра спортсменов. В салоне находились два места для медработников и комплект различного оборудования: от тестирующей медицинской аппаратуры до мини-телевизора с видеомагнитофоном (сделали 10 экземпляров).

Советский автобус РАФ-977 ДМ Латвия - Sputnik Латвия
От РАФа осталась одна аббревиатура: что будут выпускать на новом заводе

8) Модель 2203-3407 – седельный тягач пассажирского автопоезда, предназначенный для буксировки полуприцепов (РАФ-9225 и 9226). Использовался для перевозки участников Игр-80 по Олимпийской деревне. В каждом полуприцепе устанавливалось по пять рядов жестких пластмассовых четырехместных сидений, причем первый ряд располагался против движения. Автопоезд оборудовали громкоговорителем для объявления остановок, а пассажир с любого ряда сидений мог подать сигнал водителю об остановке и выйти в удобном ему месте. Таких машин выпустили 20 штук.

Всего РАФ изготовил 235 спецавтомобилей для проведения XXII Олимпийских игр. Кроме того, соревнования обслуживали многочисленные пассажирские микроавтобусы РАФ-2203, которые отличались от обычных моделей только окраской - специальной бело-синей окраской с символикой ОИ-80 на бортах и капотах. Только по Москве в дни Олимпиады курсировало около четырехсот таких микроавтобусов: 195 использовались для перевозки спортсменов, 75 – для обслуживающего персонала и судей, 80 – для журналистов, еще 30 машин были отданы для туристов.

Естественно, не обошлось и без машин "Скорой помощи" РАФ-22031. А вообще, активное участие латвийского предприятия в проведении "Олимпиады-80" сыграло потом огромную роль в дальнейшем повышении престижа продукции завода. РАФ получал госзаказы от оборонки (спецэлектромобили для работы в секретном подземном городе Москвы - "Метро-2" и автомобили для связи), МВД (передвижные лаборатории различного назначения), Минздрава (реанимационные автомобили и машины "Скорой помощи"), телевидения (передвижные телевизионные комплексы РАФ-331121).

© Sputnik / Vitaly Belousov Автомобиль скорой помощи РАФ
РАФ – главный автомобиль московской Олимпиады - Sputnik Латвия
Автомобиль скорой помощи РАФ

И все, наверное, могло быть не так плохо в будущем завода, если бы не развал Союза. При этом, в начале 90-х разработали даже две новые модели (РАФ-М1 "Роксана" и РАФ-М2 "Стилс"), но до массового выпуска дело так и не дошло из-за отсутствия инвестора. Когда в 1996-м ГАЗ развернул масштабное производство микроавтобусов "ГАЗель", которые по многим параметрам превосходили продукцию устаревшую к тому времени модель РАФ-2203, экспорт латвийских микроавтобусов в Россию прекратился. Попытка руководства РАФа войти в альянс с ГАЗ оказалась блокирована правительством Латвии. В результате через год окончательно остановилось производство, а в 1998-м легендарное латвийское предприятие объявило о банкротстве.

Юрий Алексеев - Sputnik Латвия
Алексеев: кто будет собирать РАФы, самому молодому специалисту 60 лет

Остается добавить, что помимо различных модернизаций РАФа к московской Олимпиаде и другие предприятия страны выпустили несколько специализированных автомобилей. Например, Львовский автобусный завод (ЛАЗ) для ОИ-80 собрал незначительное количество автобусов модификации ЛАЗ-695Р с более удобными и мягкими сиденьями и двустворчатыми дверьми. После Олимпиады эти автобусы использовались как экскурсионные. Водителям, работавшим во время Игр на таких автобусах, пошили две спецформы. Одна была повседневной (джинсовый костюм!), вторая – парадной. Так вот эту парадную форму вспоминали недобрым словом, потому что костюм пусть и был красивым, но был сделан из шерсти. Что это значит в условиях лета, вы понимаете – минут 10-15 при таком "параде", и с тебя пот льет ручьем.

Еще одну модификацию автомобиля создали специально для перевозки олимпийских лошадей. Идею разработало специализированное КБ из чувашского города Шумерля, а воплотил в жизнь Курганский автобусный завод. На выходе получился грузовик, созданный на базе ЗИЛа-133Г. Это был натуральный передвижной дом для лошадей, получивший название КАвЗ-5982. Такая машина грузоподъемностью 8 тонн была способна перевезти шесть лошадей. Внутри оборудовали также комнату со спальным местом для сопровождающего, который мог спокойно пройти в стойла даже во время движения транспорта. Имелся и специальный отсек для сена массой до 300 кг. Изготовили таких КАвЗов - 20 штук.

Лента новостей
0