РИГА, 15 июл — Sputnik. Министерство сообщения Латвии не обсуждало с пользователями портов и представляющими их организациями законодательные изменения относительно формы управления. Балтийская ассоциация — транспорт и логистика (БАТЛ) опасается, что предоставление управляющим портами права на коммерческую деятельность нарушит принципы конкуренции и негативно скажется на инвестиционной привлекательности портов, передает BNN.
После того как мэр Вентспилса Айварс Лембергс, а вместе с ним и городской порт попали под санкции Минфина США, правительство Латвии решило преобразовать Рижский и Вентспилсский порты в государственные общества капитала. Из правления данных портов были исключены представителей самоуправлений.
Член правления БАТЛ Иварс Ландманис назвал поправки к закону "О портах" поспешными и считает, что они не должны продвигаться, поскольку полностью изменят управление крупными портами, в котором до сих пор не до конца ясную роль играет самоуправление, на территории которого осуществляется хозяйственная деятельность. При этом нет никакой синергии с пользователями портов.
Ландманис подчеркивает, что управления портами перенимают услуги, которые может предоставить рынок, в связи с чем, выталкивая частных поставщиков услуг, нарушаются принципы конкуренции.
Законопроект предусматривает прямое вмешательство в рынок буксировщиков, тем самым выталкивая частных поставщиков услуг с данного сегмента рынка, отметил Ландманис. "Это угроза иностранным инвестициям в Латвии", - считает он.
БАТЛ также отмечает, что законопроект не предусматривает никакого механизма для сотрудничества с пользователями портов (с теми, кто привлекает в порты грузы).
Если закон предоставит портам права самим оказывать услуги и вести коммерческую деятельность, получив статус государственного коммерческого предприятия, тогда, по словам Ландманиса, в первую очередь, в работе портов потенциально будет создано государственное монопольное положение.
Ландманис пояснил, что портам как коммерческим обществам эти законодательные поправки напрямую позволят самим осуществлять соответствующую коммерческую деятельность.
"При совершении портовыми обществами капитала как публичных, так и частных функций может образоваться монополия соответствующих услуг. Подобно тому, как это стало с ГАО Latvijas dzelzceļš, где часть услуг передана дочерней компании АО LDz Cargo, которая в свою очередь далее предоставляет их как эксклюзивные услуги клиентам, на рынке, на котором им самим приходится конкурировать", — пояснил он.
БАТЛ отмечает, что в целом поддерживает инициативу об улучшении работы крупных портов за счет внедрения принципов хорошего управления, при которых будет обеспечиваться эффективное использование ресурсов, политическая независимость, однако самоцелью не должно становиться оказание коммерческих услуг и получение прибыли, которые негативно повлияют на инвестиционную среду и на конкурентоспособность транзитного коридора, подчеркнул Ландманис.