РИГА, 12 июл — Sputnik, Владимир Дорофеев. Нынешнюю традицию памятного мероприятия поддерживает рижский бизнес-клуб, вложивший немало денег в сохранение памятника и благоустройство территории. Монумент в конце девятнадцатого века построил русский архитектор немецкого происхождения Борис Мартынович Эппингер. Сооружение напоминает греко-православную капеллу, построенную на кургане. Холм, на котором стоит памятник и есть курган из тысяч погибших русских и шведов на этом самом месте в одном из эпизодов Северной Войны.
В 1701 году шведские солдаты, окружившие окопавшийся на острове русский отряд, предложили им сдаться без боя. Но те, предпочли смерть бесчестью и, героически сражаясь день и ночь, заставили уважать русского солдата. Когда на место разгрома прибыл шведский король Карл XII, в живых осталось только 20 смельчаков. Вокруг них высились горы трупов, среди которых шведов было в несколько раз больше, чем русских. Оценив беспримерное мужество русских гренадеров, шведский король предложил им условия почетной сдачи и разрешил вернуться домой.
"Величие их подвига, отбрасывает лучи славы и на нас, – сказал на торжественном возложении венков поэт Вячеслав Алтухов. – Как позор сдачи, портит репутацию всему народу, так и победы русского оружия усиливают славу России. А репутация зачастую влияет на историю".
Рижский бизнес-клуб, взявший на себя заботу о памятнике и проведение ежегодных памятных мероприятий, вложил немалые средства в сохранение этой странички истории. Как рассказал Sputnik Латвия представляющий рижский бизнес-клуб Евгений Волошин, в конце XX века традицию встреч у памятника организовал первый посол России в современной Латвии Александр Ранних. После этого традицию перенял рижский бизнес-клуб. И, собрав более 70 тысяч латов, организовал реставрацию памятника XIX века. Как отметил Евгений Волошин, эта сумма была собрана не только при помощи 40 членов рижского бизнес-клуба, но и множества рижан, ценящих историю. Также была установлена гранитная лестница на курган, и прочие детали оформления. Ежегодные траты на благоустройство территории и памятные мероприятия составляют около 2 тысяч евро, рижский бизнес-клуб несет их самостоятельно.
Война и мир
Примерно две сотни людей, не испугались пандемии и пришли почтить память русских гренадеров. Они представляли собой пестрое собрание. Здесь присутствовали российские дипломаты, почти все русские партии и многочисленные исторические общества. Политики и бизнесмены, общественники разных мастей, различные общества военных, реконструкторы и ряженные казаки – создавали весь спектр помнящей историю русской публики.
Глядя на пестрое собрание латвийских русских, пришедших почтить память своих соплеменников 18 века, я особенно сожалел об отсутствии другого памятника. Доблесть русских гренадеров никаких сомнений не вызывает. Прекрасно, что память о них жива. Но эти гренадеры не имели никакого отношения к рижской русской общине XVIII века. А она была, и ее представители были тоже по-своему замечательны.
Например, рижское русское общество огородников, существовавшее в ту эпоху, могло бы удивить и современников. В 1711 году, когда Петр I вступил в город, (годом ранее завоеванный российской армией), русское общество огородников преподнесло российскому императору поднос с диковинками того времени - ананасом, арбузом, лимонами, апельсинами и виноградом, выращенными в рижских теплицах. Петру так понравились рижские диковины, что он отдал снабжение фруктами своей столицы рижской общине огородников, и те, получив гигантский рынок в свое распоряжение, существенно увеличили производство.
Изначально располагались теплицы, там же где жила вся рижская русская община, изгнанная шведами из города крепости в XVII веке – в Ластадии, ставшей центром московского форштата. Там, где сейчас находятся амбары Spikeri, размещались русские огородники 18 века, и там же мог бы появиться скромный памятник русскому огороднику.
Ныне этот исторический район - один из самых старых русских районов, он переполнен горькой еврейской памятью 20 века. Ни в коей мере не призывая к войне памятников, был бы счастлив когда-нибудь увидеть в Spikeri памятник рижскому русскому огороднику, как примеру прекрасного мирного мастерства.
Да и для рижского бизнеса это был бы мирный, а следовательно и куда более безопасный в нынешнее время символ рижский русской общины минувших эпох.