Президент Литвы Гитанас Науседа заявил о намерении поднять на саммите Евросоюза вопрос о "реабилитации" Россией пакта Молотова–Риббентропа и его секретных протоколов, передает Sputnik Литва. По словам литовского лидера, необходимо обратить внимание союзников и международного сообщества на "систематические усилия России переписать историю".
В нынешнюю эпоху пост-постправды заявление Науседы прозвучало особенно свежо, с насмешкой отметил историк и публицист Армен Гаспарян в интервью Sputnik Латвия.
"Если бы такое заявление сделала бы, к примеру, Германия, где все прозрачно в отношении Второй мировой войны, его можно было бы обсуждать. Когда заявление о ревизионизме делает представитель страны, где героизированы все возможные нацистские военные преступники, мы, безусловно, проникаемся глубиной и чистотой его помыслов", - с иронией констатировал Гаспарян.
По словам историка, в этой связи отдельное удовольствие доставляют размышления Науседы о договоре 1939 года, который он презрительно называет пактом Молотова-Риббентропа.
"Однако почему-то Науседа ничего не хочет нам рассказать о не менее упоительных и интересных событиях, случившихся незадолго до 1939 года, - о контактах видных литовских политиков с разведкой Третьего рейха. Но это Науседу не волнует, он - президент страны-ревизиониста - выступит на саммите ЕС против исторического ревизионизма, прямо как "пчелы против меда", - подчеркнул Гаспарян.
Как отметил публицист, Литва в очередной раз пытается внести свою посильную лепту в массовую политическую шизофрению. По сравнению с происходящим в США она мизерна, но это тоже важная заявка на участие в хит-параде политической дикости в 2020 году, добавил Гаспарян.
Страны Балтии выставляют себя жертвами этого документа, хотя его содержание не расходилось с нормами международного права и договорной практикой, принятой для урегулирований подобного рода. Секретный протокол, подписанный в дополнение к договору, оговаривал разграничение сфер интересов Советского Союза и Германии.
Согласно документу, в зону влияния СССР вошли часть Прибалтики, Западная Белоруссия, Западная Украина и Бессарабия. Тем самым европейская граница СССР отодвигалась значительно западнее. По мнению историков, подписание договора о ненападении позволило Советскому Союзу получить передышку для подготовки к войне.