РИГА, 17 июн — Sputnik. Хотя политики часто винят в отмене проекта электрификации геополитическую ситуацию, к такому исходу привели в том числе действия министерства сообщения и Latvijas dzelzceļš. К такому выводу пришел Госконтроль, сообщает tvnet.lv.
В масштабный проект модернизации железнодорожной инфраструктуры планировалось вложить 534 миллиона евро, в том числе 454 миллиона евро из Фонда сплочения, но теперь он не будет реализован в запланированное время в предполагаемом размере.
"Министерство сообщения не действовало так, как нужно при ответственном планировании политики, чтобы своевременно укрепить конкурентоспобосность инфраструктуры и помочь подготовиться к переменам в отрасли. Министерству уже много лет было понятно, что в Латвии наблюдается тенденция к снижению грузооборота по железной дороге, что в будущем повлияет и на планы развития портов страны", - указал госконтроль.
Напомним, в 2019 году объем грузоперевозок по железной дороге составил всего 41,5 миллиона тонн, что на 15,8% меньше, чем в 2018 году. Этот показатель самый низкий с 2002 года.
Планы остались на бумаге
Из-за текущей финансовой ситуации Латвийской железной дороге пришлось отказаться от масштабного проекта электрификации, на согласование которого ушло пять лет. В первый этап были включены участки Даугавпилс - Крустпилс, Резекне - Крустпилс и Крустпилс - Рига. Теперь в планах только модернизация железнодорожного узла Саркандаугава - Мангали - Зиемельблазма, где будет увеличена пропускная мощность, повышена эффективность, экологичность и безопасность движения.
По сведениям Госконтроля, на повышение конкурентоспособности железнодорожной инфраструктуры, ее экологичности и удобства для пассажиров в 2014-2020 годах отрасли было выделено вдвое больше, чем в предыдущий период бюджетного планирования ЕС.
"К сожалению, планы по развитию железной дороги в основном остались только на бумаге, и, если отрасль не улучшит подготовку и реализацию инвестиционных проектов, в оставшийся период, когда доступны структурные фонды, мы можем не получить средств даже на реализацию пересмотренных планов развития железной дороги", - предупреждают ревизоры.
Пустые мечты
По словам госконтролера Элиты Крумини, несмотря на географическое положение Латвии и исторические традиции в транзите и грузоперевозках, Латвия уже пару десятилетий теряет позиции.
"Результаты ревизии позволяют понять, что геополитическая ситуация, которую нередко винят ответственные должностные лица, - это не единственная причина. Мы убедились, что в вопросе модернизации латвийской железнодорожной инфраструктуры недоставало последовательных и целенаправленных действий и со стороны министерства сообщения, и со стороны самой Латвийской железной дороги", - считает Круминя.
Она согласна, что эти провальные проекты — только один этап в общем развитии транзита и пассажирских перевозок, но они демонстрируют определенный стиль работы в отрасли.
"Транзит и логистика были на повестке дня всех правительств в последние тридцать лет. Видно, что мечтать мы умеем, но с достижением результатов возникали проблемы", - признала Круминя.
Опасения сбылись
Ревизоры установили, что проекты модернизации железной дороги перекидывались из ведомства в ведомство, сроки сдвигались, а важные решения затягивались. Хотя отраслевые эксперты считают этот аспект одним из важнейших, министерство сообщения своевременно не оценило конкурентоспособность установленной в Латвии платы за использование железнодорожной инфраструктуры, что повлияло на объемы пассажирских и грузовых перевозок, достижение целей политики в транспортной отрасли, а также госбюджет.
Также Минтранс не определил перечень мероприятий и стимулов, которые перенаправили бы грузоперевозки с автомобильных дорог на железные. В результате каждый год доля железнодорожных перевозок в общем грузообороте сокращается, а автомобильных — растет. В 2014 году по железной дороге перевозили 48% всех грузов, а в 2018 году — 39%. А плату за использование железнодорожной инфраструктуры министерство сообщения пересмотрело только в июле 2019 года, причем выполняя требование ЕС, а не по собственной инициативе.
Госконтроль подчеркивает важную роль министерства в разработке и надзоре за моделью финансирования железнодорожной инфраструктуры общественного пользования. В июле 2019 года она была изменена с целью обеспечить равновесие между расходами и доходами, так, чтобы LDz минимально требовались бюджетные средства и она максимально использовала возможности бизнес-среды. Однако ревизоры выяснили, что планирование было сделано с расчетом на увеличение грузооборота и прибыль. Госконтроль и ранее усматривал риски в таких оптимистичных сценариях, и опасения оправдались - государственные средства могут понадобиться железной дороге уже в ближайшем будущем.
"Дальнейшие решения о будущем развитии LDz зависят исключительно от политических решений", - заявили ревизоры.