РИГА, 28 мая — Sputnik, Юлия Грант. Мусорная реформа, которая помогла министру среды Юрису Пуце "свалить" Рижскую думу и поставить во главе столицы назначенцев правительственной коалиции, трещит по всем швам: столица погружается в горы отходов.
По неизвестной причине время "Ч" для переключения районов с одного обслуживающего оператора на другого было намечено на 20 мая, тогда как ранее заключенные договоры предусматривали помесячную оплату и, соответственно, сервис. При этом, даже заключив новые договоры, операторы не предоставили клиентам информации, как и в какие сроки будут внедряться новые графики. Никакого переходного периода система также не предусматривала.
Временная администрация 20 мая разослала бодрые релизы: новые договоры на вывоз мусора заключили 74% клиентов. "Новый порядок обращения с бытовыми отходами в целом решает и упорядочивает систему хозяйственного обслуживания мусора, которая до сих пор была хаотичной и непрозрачной. Я верю, что эти изменения смогут обеспечить чистую и ухоженную среду в столице", — заявил временный администратор Эдвинс Балшевиц. Департамент жилья и окружающей среды Рижской думы добавил, что "и те клиенты, которые еще не успели заключить договоры, не останутся без вывоза мусора. Они смогут обратиться к оператору своей зоны с заявлением, после чего предприятия будут обязаны вывозить отходы, а клиенту необходимо будет платить за услугу. Такие заявления о вывозе мусора будут обеспечиваться только с предоплатой".
На деле "прозрачная система" уже через неделю после старта превратила Ригу в подобие Неаполя в пору мусорных войн. Районы, перешедшие из ведения Clean R к Eco Baltia vide, заполнены смердящими контейнерами. Неприятно это в многоквартирных домах, где вывоз отходов происходит раз в два-три дня, еще более неприятно в частном секторе, где он происходит раз в неделю, а то и две: не вывезли сейчас – жди, а во время ожидания хоть в карманы себе отходы складывай…
Обещание "обеспечить всех" не срабатывает, с валом заключаемых "в последний момент" договоров операторы не справляются. В Eco Baltia vide корреспонденту Sputnik Латвия объяснили, что служба договоров работает отдельно, а база данных и составление графиков ведутся отдельно, поэтому сказать, когда будет обработан договор и новый клиент окажется в графике, не могут.
Если с длительными (на 7 лет) договорами неразбериха, как можно надеяться на "обязательства", которые должно выполнить только по предоплате? Бумаг ровно вдвое больше. Вместо "договор – график" получается "заявка – счет на предоплату – подтверждение оплаты – график".
А тут еще теплая погода подоспела, что делает ожидание договора особенно сложным. Возможно, в этом есть скрытый смысл: освободившись от накопившегося мусора, рижане забудут о том, что "прозрачная реформа" сделала их немножко беднее. Ведь тарифы за вывоз отходов подросли, а частота обслуживания волей-неволей увеличилась. Так, если раньше графики составлялись помесячно, то теперь они стали понедельными. И кратность рейсов оператора с примерно 48 (4 недели в месяц) увеличилась до 52 в год. Вместе с ростом тарифа это обеспечит мусорщикам прирост доходов на 10%, по сравнению со старой системой.
"При заключении договоров жители имеют возможность выбирать наиболее подходящий для себя контейнер", - сообщала временная рижская администрация. На деле контейнеры остались те же, а в мартовских версиях договоров предусматривалась плата за их аренду! После волны возмущения со стороны клиентов это абсурдное требование отменили, вместе с драконовскими штрафами за порчу или утерю контейнера.
Утверждается, что все операторы по новому договору бесплатно обеспечат вывоз утилизируемого мусора (бумага, металл, пластик, стекло), однако в стандартном договоре такой опции вообще-то нет. Видимо, бесплатный вывоз относится к 1050 пунктам сбора отсортированного мусора, которые в течение двух лет надлежит создать в столице. Так что сознательные граждане должны будут не только сортировать, но и доставлять вторсырье на ближайший пункт.
Возмущаться о том, что вас обманули, будете через два года. Ведь теперешние упреки замусорившихся жителей временная администрация опровергла аргументом типа "сам дурак": "Заключенный договор не означает, что уже в этот или на следующий день клиенту будет предоставлена услуга, и его контейнер для отходов сразу будет опустошен. Если вы открываете счет в банке, вам сразу же не выдается платежная карта с именем и фамилией клиента! Призываем жителей с пониманием отнестись к изменениям и учитывать, что для того, чтобы все стороны приспособились друг к другу, требуется время. Сортировка отходов в настоящее время переживает исторические перемены, но кратковременные неудобства оправдаются в долгосрочной перспективе".
Пусть контейнер останется тот же, пренебрежение к интересам клиентов возрастет, а их кошельки похудеют. Исторические перемены важнее неприятного запаха из мусорного контейнера.