Униженная и разделенная Латвия: зачем люди с плакатами собрались у здания Сейма

© Sputnik / Sergey MelkonovПикет у здания Сейма против утверждения краевой реформы на удаленном заседании
Пикет у здания Сейма против утверждения краевой реформы на удаленном заседании - Sputnik Латвия
Подписаться
Два пикета у Сейма Латвии в Риге - как все это было и, главное, зачем? Почему никто не захотел поднять с земли плакаты с лозунгами и когда, наконец, затянули песню

Во вторник, 26 мая, у Сейма в 14:00 состоялось одновременно два пикета оппозиции. Один - против административно-краевой реформы в Латвии - был организован Союзом зеленых и крестьян, на прошлых выборах низвергнутый с вершин политического олимпа в оппозицию. Второй – против перехода Сейма на "удаленку" организовал независимый депутат Алдис Гобземс.

При всем моем сочувствии протестующим оба мероприятия поражали слабостью и пассивностью.

"Отличная" идея

Вообще, идея предоставить для пикета одно и то же время и место на узенькой улочке Екаба поражает масштабностью. Кто против чего протестовал - сразу было и не разобрать. Кому в голову пришла эта отличная идея по дискредитации протеста, непонятно. То ли организаторы пикетов не поняли, что к чему, то ли надзорные органы так умело разделили протесты.

© Sputnik / Sergey MelkonovПикет у здания Сейма против утверждения краевой реформы на удаленном заседании. Полицейский
Униженная и разделенная Латвия: зачем люди с плакатами собрались у здания Сейма - Sputnik Латвия
Пикет у здания Сейма против утверждения краевой реформы на удаленном заседании. Полицейский

Улица перед входом в Сейм была разделена спецлентами на два квадрата. Между двумя квадратами образовывался проход, по которому депутаты должны были идти из здания фракций на голосование.

В правом от дверей квадрате протестовали "зеленые" и крестьяне под предводительством генерального секретаря партии Петериса Димантса, в левом - сторонники Гобземса. Представителей СЗК поначалу было больше – около 200, Гобземс собрал примерно сотню недовольных переходом Сейма к удаленной форме работы.

Пикет в режиме ЧС – зрелище жалкое. Звукоусиливающей аппаратурой пользоваться запрещено, потому выступающих было едва слышно – ко многим нужно было подойти практически вплотную, чтобы понять, о чем они говорят.

Еще одно требование полиции - держаться на расстоянии два метра друг от друга - тоже было практически невыполнимо. На площади около 80 метров, если считать арифметически, можно оставить только 40 человек. То есть журналистов, полицейских и еще десяток протестующих. Даже жалкая кучка в 300 человек уже нарушает условия. Обычно же к Сейму на протест приходит около двух тысяч человек.

Пришедшие люди в принципе были недовольны и одним, и другим вопросом - и плавно перетекали из одного квадрата в другой. Большинство людей вообще стояло в стороне.

Визуально протест "зеленых" и крестьян выглядел более жалким – несколько десятков отличного качества плакатов против административно-краевой реформы лежали на земле. Те, кто пришел, не торопились их поднять, и общая картина напоминала грустный стишок "мистер Тэчер устроил вечер, но никто не пришел".

На самом деле "зеленые" и крестьяне явно подготовились лучше, поскольку они честно отпротестовали заявленный час. Димантс без репродуктора говорил и говорил, время от времени приглашая высказаться и других пришедших.

© Sputnik / Sergey MelkonovПикет у здания Сейма против утверждения краевой реформы на удаленном заседании
Униженная и разделенная Латвия: зачем люди с плакатами собрались у здания Сейма - Sputnik Латвия
Пикет у здания Сейма против утверждения краевой реформы на удаленном заседании

Гобземс же говорил со сторонниками около 15 минут и потом под аплодисменты удалился, а больше никто из его команды пламенных речей не произносил, хотя, вероятно, сказать было чего.

Без подготовки понять, чему был посвящен протест этих людей – невозможно. Это "молчание ягнят" как нельзя лучше демонстрирует судьбу протеста. Проходящие мимо равнодушные депутаты "Согласия" только подчеркивали раздробленность оппозиции.

Против чего протестуем?

Алдис Гобземс через Facebook собрал людей протестовать против э-Сейма, назвав пикет "идеальным оружием, чтоб закрыть рот оппозиции".

"Единственный смысл э-Сейма - за один вечер провести административно-территориальную реформу, а не война или что-то чрезвычайное, что не позволяет депутатам собраться вместе, что не позволяет провести заседание Сейма в Риге. Чтобы закрыть рот. И надо помнить, что ряд оппозиционных депутатов представляют большую часть общества, в отличие от партии "Единство" или других депутатов коалиционных партий. За меня, например, проголосовало фактически столько же людей, сколько за всех депутатов "Единства" вместе... Нельзя допустить современного государственного переворота в электронном виде. Если вы и мы это допустим, вы навеки станете их рабами. И они будут делать, что хотят. Так как следующими заставят замолчать вас", - написал Гобземс в своем обращении.

Эту мысль он много раз повторил своим избирателям, пришедшим на пикет. А они с удовольствием здоровались с ним за руку, говорили ему добрые напутственные слова и аплодировали. Только не принесли с собой плакатов, которые бы поясняли суть протеста, и не скандировали никаких лозунгов.

Со стороны вообще можно было подумать, что пришли поддержать не Годземса, а "зеленых"и крестьян. Более того, когда "зеленые" и крестьяне стали скандировать: "Пуце – прочь!", поддержка Гобземса радостно подключилась. А потом и вовсе перешла к протестующим из СЗК, хотя их плакаты с земли так никто и не поднял.

© Sputnik / Sergey MelkonovПикет у здания Сейма против утверждения краевой реформы на удаленном заседании
Униженная и разделенная Латвия: зачем люди с плакатами собрались у здания Сейма - Sputnik Латвия
Пикет у здания Сейма против утверждения краевой реформы на удаленном заседании

Сам Гобземс пояснил Sputnik Латвия, что из-за режима ЧС на то, что придет много людей, и не рассчитывал, считая, что в нынешних условиях и поддержка в соцсетях - это немало. Да и в отношении идеи протеста против административно-краевой реформы Гобземс также был на стороне своих избирателей.

"Принимать ее сейчас при помощи э-Сейма совершенно абсурдно. Через две недели можно провести обычное, привычное всем депутатам заседание Сейма, дать возможность всем недовольным высказать свое мнение, донести точку зрения до общества. Совершенно понятно, что принимают ее сейчас, чтоб избежать ненужного "реформаторам" обсуждения. Но делается это в нарушение Сатверсме", - заявил депутат.

Моя хата с краю

Вопрос административно-краевой реформы, приведший к протесту "зеленых" и крестьян, очень запутанный. Все понимают, что в такой маленькой стране, как Латвия, 119 самоуправлений – это многовато. И чтобы уменьшить число чиновников, надо сокращать администрацию самоуправлений.

Это все понимают, хотя, конечно, чиновникам и жаль терять свои теплые места. Другое дело, что эта реформа непродуманна и пытается соединять несоединимое, тем самым не уменьшая бюрократию, а увеличивая ее. По большому счету это все та же старая, недобрая политическая борьба.

Больше всего в правлении волостей представителей Союза зеленых и крестьян. Их при помощи реформы и теснят с теплых мест. А на экономические расчеты и разговоры с местными жителями, как всегда, времени нет.

"Нас, Бабитский край совершенно искусственно объединяют с Марупе. Никакого сокращения чиновников при этом объединении произойти не может. Оба края имеют большие школы, объединить их невозможно. Коммунальные сети находятся на большом отдалении друг от друга, никак не связаны между собой, присоединены к разным веткам, и их объединение тоже не имеет никакого экономического смысла. Единственная связь - это географическое соседство, но граница проходит через лес, и волости никак не связаны ни дорогами, ни транспортом, ни культурной традицией. Объединение любого из этих краев с Ригой куда более логично, чем объединение друг с другом", - рассказала Sputnik Латвия депутат Бабитского самоуправления Дарья Цветкова.

© Sputnik / Sergey MelkonovПикет у здания Сейма против утверждения краевой реформы на удаленном заседании
Униженная и разделенная Латвия: зачем люди с плакатами собрались у здания Сейма - Sputnik Латвия
Пикет у здания Сейма против утверждения краевой реформы на удаленном заседании

Рассказала она и о том, как представители самоуправления пытались встретиться с министром Пуце, чтобы привести ему собственные аргументы, но, иронизирует Цветкова, он был слишком занят разговорами об экономической выгоде реформы, и встреча не состоялась.

Пока депутат говорила, представители Кандавы, пришедшие на митинг в национальных костюмах, затянули песню. Пели красиво, с душой, но очень тихо. Так подпевают гимну Латвии, находясь в толпе, когда основную музыку играет оркестр. Но теперь оркестра нет, и песня звучит грустно, как будто на эмигрантских посиделках. Нет в исполнении силы, нет и возможности этой песней переломить несправедливое решение властей.

История вопроса

Чтобы понять саму суть этой реформы, нужно знать, что до существования Латвии вся ее территория управлялась администрацией трех царских губерний - Лифляндской, Курляндской и Витебской, в которых было 25 уездов. При Первой Латвийской Республике административное деление осталось почти прежним. Голосовали уже в пяти избирательных округах. В советское время, в 1949 году, произошло первое дробление, и 25 уездов рассыпались на 58 районов. К концу 1960-х районы укрупнили до 26 административных единиц.

Во время Второй Республики произошло крупнейшее административное дробление: на маленькую Латвию с 2,5 миллиона жителей появилось аж 553 самоуправления.

Пикет у здания Сейма против утверждения краевой реформы на удаленном заседании - Sputnik Латвия
Э-Сейм "вывел из строя" оппозицию: краевая реформа продвигается с невиданной скоростью

В 2009 году самоуправления укрупнили, сократив их число до 119. Теперь, в 2020-м, хотят оставить только 42. Не удивлюсь, если в конечном итоге в будущем их останется, как при царе и при поздней советской власти, 25 или 26.

При этом критика предыдущей реформы сильно совпадает с критикой этой – объединением занимаются люди совершенно чужие самоуправлениям, не понимающие ни экономического, ни культурного, ни социального контекста.

Режут буквально по карте, не вникая в подробности и не прислушиваясь к местным жителям. Зато, как всегда при таких реформах, можно "притопить" политических противников и дать немножко больше власти своим людям на местах.

Самое печальное, что реформа действительно нужна, однако подобное политическое решение вопроса не снимает старые противоречия, а только создаст новые.

Из грязи в князи, только наоборот

"Сегодня выбрана такая форма обсуждения краевой реформы, что права голоса лишены не только представители ликвидируемых самоуправлений Латвии, но и даже выбранные депутаты Сейма, – объявляет собравшимся нынешний руководитель Союза зеленых и крестьян Арманд Краузе, сжимая в руках плакат с протестом против ликвидации Илукстского края. – Нас возвращают в советские времена! В советское время Илуксте не был самостоятельной единицей, а только малозначимой областью Даугавпилсского края, так хотят сделать и теперь. Мы против!"

© Sputnik / Sergey MelkonovАрманд Краузе. Пикет у здания Сейма против утверждения краевой реформы на удаленном заседании
Униженная и разделенная Латвия: зачем люди с плакатами собрались у здания Сейма - Sputnik Латвия
Арманд Краузе. Пикет у здания Сейма против утверждения краевой реформы на удаленном заседании

Что ни говори, а грустно быть свергнутым с политического олимпа. Говорить о свободе и необходимости жестких мер из министерских кресел куда как удобнее, чем с улицы. Можно позлорадствовать по поводу такой перемены, произошедшей с "зелеными"и крестьянами, но мне от всего происходящего очень грустно.

Я же, со своей стороны, совершенно четко представляю, что являюсь сторонником политического волеизъявления меньшинства, и правила игры, по которым жестко закрывать рот оппозиции - это верное решение, прежде всего против меня. Мне же первому и прилетит.

Лента новостей
0